Петька на даче

Печать
(63 голосов)
Оглавление
Петька на даче
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Двоемирие в детских рассказах Леонида Андреева.

 

            Человек живет в реальном, обыденном мире, но иногда судьба вдруг открывает ему иной, идеальный мир, такой, о каком он мечтал. Принцип двоемирия использовал в своих рассказах Леонид Андреев. В этот список входят «Петька на даче», «Ангелочек» и другие его произведения.

            Рассмотрим рассказ «Петька на даче», написанный в конце 19-го столетия.

            С первых строк произведения мы видим мир парикмахерской, мир потных рук, туповатых бритв , скучных запахов и дешевых духов. Этот мир и является реальным для главного героя произведения 10-летнего мальчика Петьки. Но внезапно судьба шлет ему подарок. Благодаря совей матери он попадает на дачу. Глазам читателя представляется совсем другой мир: яркие, светлые пейзажи. Но судьба возвращает Петьку обратно, опять в грязную парикмахерскую.

            Принцип двоемирия является доминантным в художественной структуре произведения. Рассказ построен на антитезе мира парикмахерской и дачи. Рассмотрим, как эта антитеза обозначена в хронотопе.

            В реальном мире пространство замкнутое, ограниченное стенами парикмахерской, откуда нет выхода для Петьки. В этом мире нет ничего чистого, неиспорченного, не-

циничного.  «...зеркала, из которых одно было с трещиной, а другое было кривое и потешное» отражают этот мир еще более искаженно, уродливо, чем он есть на самом деле. Вроде бы в интерьере парикмахерской появляется произведение искусства, но эта картина, «изображавшая двух голых женщин на берегу моря», только дополняет образ места, где люди должны, казалось бы, становиться красивее.

            Эту реальность опоясывает другая реальность. Она опоясывает парикмахерскую замкнутым кругом, из которого нет выхода. Но Петька еще не вошел в мир улицы в отличие от Николки. Петька смотрит на него из окна, как на спектакль(не участвуя в нем), но вскоре и он может стать действующим лицом: «А Петька изумлялся тому, какой он[Николка] умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же».

            В мире за окном нет ярких красок, кроме ярко-синего сторожа, который является воплощением порядка. А все остальное бесхарактерное, безжизненное, бесцветное: «деревья бульвара, серые от пыли», «мужчины и женщины, грязно и странно одетые», «полуобнаженное тело, грязное и желтое». Нет индивидуальности у людей улицы, они безлики: «Женщины ... были все как будто на одно лицо и одного возраста».


  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить