Петька на даче

Печать
(63 голосов)
Оглавление
Петька на даче
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

            В парикмахерской жизнь идет однообразно: изо дня в день Петька только и слышит: «Мальчик, воды!» Ему всегда хочется спать, подобно людям улицы(«...тело невольно искало простора для сна...») Мальчик живет как во сне, не чувствуя течения времени: «Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал». В первой части рассказа, где повествуется о реальном мире, не определены ни время года, ни время суток. Это и неважно, так как жизнь летом, зимой, днем и ночью ничем не отличается друг от друга: «И зимою и летом он видел все те же зеркала...», «утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик...» Течение времени чувствуется только в увеличении «мушиных следов» на стенах, «черной  копоти над тем местом, где зимою чуть ли не весь день горела керосиновая лампа-"молния"» да струпьев на голове у Петьки.

            На даче же время летит стремительно, жизнь кипит и в самом Петьке, и вокруг него. Теперь ему не хочется спать, ему «нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей», увидеть, почувствовать все то новое, о чем он раньше и не догадывался; «...богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху, и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку». Теперь у него нет времени на такую ерунду, как обед, теперь его желание не спать, а что «бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами».

            Во второй части рассказа определено время года. Лето обозначено пейзажами. Яркие цвета, светлое небо и многое другое говорит о том, что действие происходит летом. В описаниях теперь преобладают жизнерадостные оттенки, появляются эмоционально-оценочные эпитеты: «беленькие радостные облачка», «зеленая гора», «полянки, светлые, зеленые, веселые».

            Cоздать образ идеального мира помогают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «облачка», «травка», «серенькие домики», «маленький веснушчатый носик», «березки» и др. Заметно оживляют вторую половину произведения  сравнения и метафоры, внося в рассказ экспрессию. Например, о изменившемся лице Петьки Андреев пишет: «как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим», о гимназисте Мите: «лицо было смугло-желтым, как вагон второго класса», а описывая мать Петьки использует сравнительный оборот: «Надежда, толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар».

            В мире реальном появляется сюжет, что отличает вторую часть от первой, в которой не было динамичности, действий, т.е. здесь отсутствует однообразие жизни парикмахерской. Петька весело проводит время, купается со своим новым другом, «исследует развалины дворца», он делает то, что положено делать маленькому мальчику.

            У пространства на даче нет рамок, ограничений: «можно было видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удивительно ясным и широким». В новом мире со всех сторон - и слева, и справа от героя - природа: равнины и речка, развалины дворца, «игрушечная белая церковь». «Петька видел его[небо] с своей стороны, а когда оборачивался к матери, это же небо голубело в противоположном окне»   Раздвигается  пространство, тем самым создавая эффект бесконечности, многомерности жизни.


  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить