Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Печать
(76 голосов)
Оглавление
Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Страница 2
Страница 3
Страница 4

      Прежде чем окончательно расстаться с этим миром и уйти в небытие, голове Берлиоза дано все осознать, то есть убедиться «по факту» (факт  - ведь упрямая вещь в мире) в том, что он так рьяно отрицал на Патриарших прудах. Вспомним, Маргарита на балу у сатаны видит «живые, полные мысли и страдания глаза». И это наказание литературного функционера - понимание тупиковости, а потому и бессмысленности сознательно выбранного им пути страшнее, чем отрезание головы.

       Истинное творчество вызывает у бездарных писателей зависть. Казалось бы, поэт Рюхин, потрясенный душевной болезнью Ивана Бездомного, не утратил способности честно оценивать свой труд: «Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? ... Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурны? ... Не верю  я ни во что, что пишу!» Читатель ждет, что последует решение «никогда не писать стихов». Но взгляд на памятник Пушкина резко меняет течение мыслей Рюхина: ядовитая зависть к судьбе поэта, к его бессмертию («Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...») возвращает бездарного поэта к его исходной позиции, «общему месту» массолитовцев. Кстати,  осознание этого «общего места» у Пушкина воплотилось в «Не дай мне Бог сойти с ума...»

         Где же они, настоящие мастера слова, противостоящие толпе «бездарных многих», которые не хотят войти в это «общее место»? Одно из слов в заглавии романа - Мастер. «Вы писатель? - с интересом спросил поэт». «Нет, я мастер», - ответил безымянный художник и надел шапочку с вышитой буквой «М».  С образом мастера в романе связана творческая биография самого автора - Михаила Булгакова. Как бы нам ни хотелось избежать этой темы, но судьба художника, творца зачастую в произведениях на эту тему повторяет судьбу автора. Портретно герой напоминает Гоголя (острый нос, свешивающийся на лоб клок волос), напоминает о Гоголе и отчаянный жест (сожжение рукописи), повторенный Булгаковым в жизни. Это и есть булгаковский третий роман - о судьбе художника, теме творчества. Книга мастера не просто полемически противопоставлена современной литературной ситуации, но позволяет Булгакову раскрыть и собственные хождения по мукам, связанные с «Белой гвардией» и постановкой драм. Автобиографические ассоциации запрограммированы и неизбежны для этого персонажа. Но вот что парадоксально: мастер - самый  функциональный, но не проявленный герой в романе. Его история строится не столько на показе, а на рассказе.

       Мастер-персонаж - автор единственной книги, утративший после всех испытаний способность творить: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновений тоже нет ...меня сломали, мне скучно, и хочу в подвал...Он мне ненавистен этот роман...я слишком много испытал из-за него.

Но ведь надо же что-нибудь описывать? - говорит Воланд. - Если вы исчерпали этого

прокуратора, ну, начните изображать хотя бы этого Алоизия.

Мастер улыбнулся.

Этого Лапшенникова не напечатает никогда, да, кроме того, это и неинтересно»

Это «неинтересно» автору романа о Пилате, но это (Алоизий и прочие) интересно

автору романа «Мастер и Маргарита».

Так что не Пилат, не мастер с любимой, не Иван Бездомный оказываются в центре

«третьего» романа, но Автор, все время находящийся за кадром, однако связывающий разные планы книги в один, создающий общий план лабиринта, перевоплощающийся то в строгого хроникера-евангелиста, то в разбитного фельетониста, то в патетического рассказчика, то в проникновенного лирика. Но вернемся к образу мастера.


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить