Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Печать
(76 голосов)
Оглавление
Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Страница 2
Страница 3
Страница 4

      Почему же мастер не выдержал обрушившейся на него лавины? Непризнание, травля, клевета - приемы борьбы  не новые для литературного мира. Негативная критика («ударим по пилатчине!»), обрушившаяся на мастера, это реальность для самого Булгакова («ударим по булгаковщине!»).  Что же дает художнику силы противостоять ударам? Ответ на этот вопрос Булгаков находит в русской классике. В романе не случайно присутствуют аллюзии к судьбам двух писателей - Пушкина и Гоголя. Пушкин не бежит от жизни, а сознательно отрешается от ее суетности, от мира «мышьей беготни». Творческий дар и творческий процесс - единственное, что может спасти художника. Мастер же отказывается от творчества и отказывается гораздо раньше, чем наступает психический слом. Мастер Булгакова идет не по пути Пушкина («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), а по пути Гоголя, в свое время ужаснувшегося миру и попытавшегося укрыться от него черным плащом. Вспомним картину художника А. Иванова «Явление Христа народу», где он изобразил своего друга (писателя Гоголя) укрывшимся черным плащом.  Отказ от творчества, по мысли  М. Булгакова, ведет к отказу от жизни. И если Маргарита всеми силами пытается (как ей кажется) спасти роман, то мастер видит в нем причину всех несчастий.  Сцена сжигания рукописи исполнена напряжения, внутреннего драматизма, страсти борьбы. Мастер уничтожает не роман, а что-то живое: «В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь»; мастер «раздирал тетради», «кочергой трепал листы». Пепел же «одолевал его», «душил пламя», но роман, упорно сопротивляясь, погибал», а мастер «яростно добивал» проступившие еще слова. Как видим, роман мастера представлен Булгаковым не только как выдающееся произведение, но и как живое существо. И как здесь не вспомнить знаменитый афоризм Воланда о том, что «рукописи не горят», но мы то знаем, как они горят, еще как горят! Для «ведомства» Воланда нужны только «факты» - и факты налицо: отказ от творчества приводит к этическому преступлению, поэтому мастер «заслужил покой». Из-за доноса  Алоизия Магарыча мастер лишается свободы и чудом остается жив. Более того, его отпускают, правда, по словам Воланда, «предварительно отделав». Оставшись без дома, выброшенный из жизни, практически попав в положение Иешуа, мастер стремится, в отличие от Га-Ноцри, лишь к покою - и находит его в клинике Стравинского, единственного места в Москве, где можно его обрести. Опустошение, уныние, уход от мира - вот жизненная позиция мастера, которая не позволяет ему увидеть «свет». Угадав, определив истину Иешуа, мастер сам сознательно отказался от нее. Абсолютный душевный покой, по Булгакову, - это духовная смерть, потому что вместе с «исколотой памятью» уходят и конфликты, и проблемы - все то, что является источником творческого процесса.



 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить