Рассказ Чехова "Учитель словесности" (опыт интерпретации)

Печать
(32 голосов)
Оглавление
Рассказ Чехова "Учитель словесности" (опыт интерпретации)
Страница 2
Страница 3

Также любопытна цветовая гамма. Цветов очень мало (белый, зеленый и багровый), но они не унылые, а яркие, насыщенные. Причем каждый употребляется не менее двух раз, иногда в соседних предложениях.
"А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций...!" - это восклицательное предложение невероятно точно передает состояние Никитина, его восприятие окружающего в тот вечер, его влюбленность. В его глазах противоположные вещи("земля" и "небо", "городские огни" и "черный силуэт пивоваренного завода") превращались в единое, "во что-то очень хорошее и ласковое", он парил над землей. 
Огромное количество художественных деталей создают атмосферу уюта, а значит и заботы, любви. Это один из символов домашнего очага и семьи - самовар, "плетеные стулья", "вечерний чай". 
Чем ярче Чехов показал состояние Никитина, тем сильнее оказывается эффект на читателя деталей пошлости. Разве не странно то, что твоя любимая женщина в романтическом сне сидит не на берегу живописного озера, а "на крылечке пивоваренного завода"?! Нелепые доказательства того, что Пушкин является психологом, только показывают в офицерах глупцов и обывателей: "...если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника". Эта ограниченность невольно вызывает грустную улыбку на устах читателя.
Кроме того, автор подчеркивает обычность происходящего. Не раз употребляются "по обыкновению", "обыкновенно", "всякие раз". Отец Манюси постоянно произносит одно и тоже слово "хамство", которое, словно маячок, указывает на мещанство, ее сестра постоянно за обедом начинала споры и постоянно отвечала "плоско" на неудачные на ее взгляд шутки или замечания. В доме живут две собаки, каждая из которых все время выполняет "свою функцию": Мушка, подобно Варе, огрызается на окружающих, а Сом пачкает сидящих за столом брюки. 
Но, наверное, самым ярким воплощением пошлости в этом произведении является преподаватель географии и истории Ипполит Ипполитович, для которого самое главное в жизни "по географии черчение карт, а по истории - знание хронологии". Его убогое восприятие окружающего явно неприятно Никитину, и он, словно отказываясь от обыденности, говорит своему сожителю "спокойной ночи", не желая слушать "то, что всем давно известно". 
 Любопытен хронотоп первой главы. В тех эпизодах, где присутствует Манюся, время стремительно мчится вперед, всё активно. Об этом говорят глаголы действия, например "вскочил", "схватил". Но стоит Марии исчезнуть, как Никитин уже не чувствует течения жизни, он не может дождаться трех часов - конца занятий. "Скучно, скучно, скучно!" Время, как резина, растягивается до невиданных величин: два часа занятий у Вольфа превратились для учителя словесности в "целую вечность".

 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Комментарии  

 
+4 # Дашка 2009-08-11 14:13 спасибо !!! он мне был очень нужен Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»