«Достоевский - художник ...бездны человеческой»

Печать
(1 голос)
Оглавление
«Достоевский - художник ...бездны человеческой»
Страница 2
Страница 3

Князь Мышкин - «Князь Христос»? А истинно ли вы веруете? («Вы ревностный хри­стианин?» - спрашивает Ипполит Терентьев князя.). Почему Христу необходимо «закла­ние агнца»? Рогожин - Настасья Филипповна... Настасья Филипповна - князь Мышкин... Мышкин - Рогожин... В Мышкине присутствует рогожинское? Аглая и Настасья Филип­повна... любимая и родная? (Вспоминается ахматовская формула: «Я Никак не пойму: ты близка мне или только любила меня.») - Все остается у Достоевского в неизмеримых глубинах, в совершенно ином измерении.

Глубина человека всегда оказывается у Достоевского невыраженной, невыявленной, неосуществимой и неосуществленной до конца. Раскрытие глубины человека всегда ведет к катастрофе, за грани и пределы бытного этого мира.

«Преступление и наказание». В этом романе нет ничего, кроме раскрытия внутренней жизни человека, его экспериментирования над собственной природой и природой челове­ческой вообще. Но в этом романе нет еще напряженной страстности человеческих отно­шений, нет раскрытия единого человеческого лица через человеческую множественность, что в полной мере предстает в последующих произведениях, а в наивысшей мере - в «Братьях Карамазовых».

Подведя итог, следует сказать, что Достоевского интересует лишь человек и человече­ские отношения, что он (Федор Михайлович) - исследователь человеческой природы им самим открытым методом, он тот, кто открывает все противоречия человеческой приро­ды, духа, погружая в огненную атмосферу, страстные водовороты человеческих глубин.



  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Тема падения и духовного вотоевсзрождения человека.   По роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание» »