«Достоевский - это величайший реалист, измеривший..»

Печать
(3 голосов)
Оглавление
«Достоевский - это величайший реалист, измеривший..»
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Достоевский был исключительно поглощен темой о человеке, человеке действую­щем, действующем истово, вихрево, страстно, исступленно. «Достоевский - художник... бездны человеческой, человеческой бездонности», - говорит Бердяев. Раскрытие же глу­бин человека, его безумств и пороков, метаний и страданий ведет всегда к катастрофе, которая в свою очередь всегда является началом обновления человека, началом во Хри­сте.

Достоевский, «измеривший бездны человеческого страдания», в некоторые мину­ты ближе к нам, чем те, с кем мы живем и кого любим, - ближе, чем родные и друзья. Он «сообщник не только в добре, но и во зле, а ничто так не сближает людей, как общие не­достатки» (Мережковский). Он знает самые сокровенные наши мысли, самые «преступ­ные желания нашего сердца». «И когда такой человек, исповедавший наше сердце, все -таки прощает нас, когда он говорит: «Верьте в добро, в Бога, в себя», - это больше, чем... «высокомерная исповедь чуждого пророка».

Писатель изображает подробно тонкие, почти не уловимые психологические пере­ходы в настроении героев, все их сомнения в неизмеримой полноте страданий. Поэтому

читатель практически перевоплощается в личность героя, сознание сливается с его созна­нием, страсти делаются его страстями, боль становиться его болью.

Состояние гармоничности, покоя, очарования - все это может пройти, забыться, исчезнуть, но «преступный опыт души» никогда не забывается. Достоевский оставляет в сердце такие же неизгладимые следы, как само страдание.


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« По роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»   Клевета Лужина (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".) »