«Достоевский - это величайший реалист, измеривший..»

Печать
(3 голосов)
Оглавление
«Достоевский - это величайший реалист, измеривший..»
Страница 2
Страница 3
Страница 4

«Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страда­ния, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви»

(Д. С. Мережковский)

 

Любовью дышит вся его книга,

любовь - ее огонь, ее душа и по­эзия

Д. С. Мережковский.

«Достоевский - это величайший реалист ...»

О Достоевском создано немало легенд. И одна из самых странных - будто он, че­ловек очень русский по складу ума и характера, совсем не похож на русского писателя. Многие критики - современники Достоевского, восприняли его новаторские поиски как отступление от реалистических завоевания русской литературы. Спор о методе Достоев­ского в русском реализме до сих пор открыт. Белинский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин; В.Розанов, Д.Мержковский, Л.Шестов, А.Волынский, В.Иванов, Н. Бердяев (символистская критика начала XX века).  Именно последние определили разно­уровневый план сочинений Достоевского, как религиозное мифотворчество и в этом ка­честве противопоставили Достоевского всей русской литературе с ее «прагматизмом» и гуманизмом. По мнению символистов, Достоевский открыл в человеке вечную «траге­дию» религиозного сознания: выбор «между бытием в боге и бегством от бога» (В.Ива­нов).

«Достоевский - ...величайший поэт евангельской любви. Любовью дышит вся его книга (подразумевается «Преступление и наказание»), любовь - ее огонь, ее душа и по­эзия»...

Попробуем разобраться с данной формулировкой предложенной темы, которая достаточно глубока и сложна тем, что буквально обязывает отвечать на вопрос: а реалист ли Достоевский? Но  речь идет не иначе как о справедливости (реалистичности) изобре­тения «человеческого страдания, безумия и порока» и обновлении человека «на истинных началах Христовых», обновлении евангельской любовью (верою), а не о реализме как та­ковом (методе), в котором имеет место быть страдание и порок.

О Достоевском писали многие и многое (разное). Но что бы мы ни прочитали о творчестве писателя, всегда правым останется Н. Бердяев, что лишь одна тема представ­ляется центральной в творчестве Федора Михайловича, - тема «о человеке и его судьбе». Еще Н.Страхов заметил: «Все внимание его было устремлено на людей, и он охватывал их природу и характер...»


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« По роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»   Клевета Лужина (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".) »