По роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»

Печать
(1 голос)
Оглавление
По роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» (Н.Н.Страхов)

(По роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»)

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

Ф.И.Тютчев

Ф.М.Достоевский, по словам Н.Бердяева, «характерно русский, до глубины рус­ский гений, самый русский из наших великих писателей». Сам Федор Михайлович одна­жды написал про себя А.Майкову: «Я всегда был истинно русский». Из всех русских пи­сателей именно Достоевский наиболее интересен для западноевропейских людей. Понять до конца Достоевского - значит понять что-то существенное в строе русской души, значит приблизиться к разгадке тайны России.

Достоевский отражает все противоречия русского духа, русского человека. Бук­вально все произведения Достоевского говорят о том, что русский человек - это два по­люса, положительный и отрицательный, выражающие одну и ту же устремленность к че­му-то совершенному, некоему абсолюту, антиномичности абсолюта (божескому и бесов­скому), что русская национальная черта - саморазрушение и самосжигание. А это и есть путь к осознанию истинных ценностей бытия.

В «Дневнике писателя» Достоевский незадолго до смерти писал: «Я за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых никто еще из нас не знает во всем объеме и величии их, - как в святыню верую»( 1881). Но более всего, пожалуй, це­нит Достоевский в русском народе смирение, отсутствие гордости и самодовольства, скромность. «Найти в человеке человека, - говорит Достоевский, - это русская черта по преимуществй». Синтез же и завершение всех добрых свойств русского народа Достоев-ский находит в его христианском духе, христианском изначально, хотя и способном перейти «от неве­роятной законопослушности до самого необузданного безграничного бунта» (Карсавин). Но и этот «безграничный бунт» вытекает именно из напряженного искания абсолютного. Ввиду же широты русского ума и характера, Достоевский уверен, что хри­стианский дух выразится в способности «выработать синтез всех противоположных идей и стремлений». Писатель был убежден в том, что «сила духа русской народности» есть «стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечию».


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« «Достоевский - художник ...бездны человеческой»   «Достоевский - это величайший реалист, измеривший..» »