«Сон Обломова».

Печать
(32 голосов)
Оглавление
«Сон Обломова».
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Идеальный  пейзаж:

- мягкий ветерок, овевающий, доносящий приятные запахи;

- вечный источник, прохладный ручей, река, утоляющие жажду;

- цветы, широким ковром устилающие землю;

- деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень;

- птицы, поющие на ветвях.

       Таковы пять самых устойчивых элементов того, что именуется "приятным, восхитительным местом", "местом мест". Идеальный пейзаж в русской поэзии относится обычно к весне и лету, при этом могут смешиваться все времена года (условное время). Пример тому - стихотворение М. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива".

       Идеальные признаки пейзажа созданы как бы для того, чтобы  насыщать и радовать все человеческие чувства. Он полностью гармонирует с природой человека.

Основные черты идиллии

Характерный идеальный пейзаж.

Единение человека и природы.

Замкнутое пространство, неопределенное время, иногда цикличность времени (условность времени).

Мифический характер.

Бессюжетность.

Бесконфликтность.

I. Анализ эпизода сна

     Идиллия относится к лирическому жанру. Уместно ли говорить об идиллии сна? Сравните два фрагмента из первой главы и "Сна Обломова": в чем сходство и различие? Какова интонация, структура предложений, где больше информативности, а где описательности?

 

Глава первая

Сон Обломова

     В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. <...>

   Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. <...>

     Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

     Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край? <...>

    Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось  так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

     Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья ясный, теплый день.

      Река бежит весело, шаля и играя; она только разольется в широкий  пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется. <...>

    Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть...

    

 

     В первом фрагменте заложена информативность, перечислены особенности  внешности героя, описательный стиль, достаточно подробный и в меру образный. Во втором, напротив, чувствуется созерцательность, красочность описания, образность, музыкальность. Все это достигается художественными средствами поэтической речи.  Природа здесь живая, одушевленная. Значит, с этой точки зрения мы уже можем говорить о сне как о поэтическом творении, возможно, даже с идиллическими мотивами.



 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Почему «таких» девушек не бывает? »