«Сон Обломова».

Печать
(32 голосов)
Оглавление
«Сон Обломова».
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
4. Мифический характер сна

       Масштаб сна позволяет разглядеть в нем черты античного мира.  Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте сна:  "Иллиада" Гомера напоминает русскую жизнь. Античная модификация мира воспроизведена с целью показать мир гармоничный, теплый, возвышенный. На античный мир автор намекает в самом начале сна, как будто полагаясь на интуицию просвещенного читателя. "Небо там, кажется, ... ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих невзгод".

     Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом - Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира, который весь заключен в любовные объятия, и этот образ мира несет в себе утопию Золотого века.

     Вернемся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, "дикость и грандиозность" моря вызывает у автора неприятие? Все это не соответствует умиротворенности жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть опасен. Эта стихия не из Золотого века, где все говорит об идиллическом восприятии образа мира.

 Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?

     Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие - все это утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.

     В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие, мягкость, утонченность. Все эти черты - результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, ее мифологизация.

Выводы, обобщения

    Сон Обломова выдержан в жанре идиллии, все составляющие части жанра налицо. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера героя. «Сон Обломова» - это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его Обломовщиной", - писал критик Александр Васильевич Дружинин.



 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Почему «таких» девушек не бывает? »