Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Печать
(38 голосов)
Оглавление
Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
Страница 2

       Еще менее наполнены отрицанием строки: «Ни полный гордого доверия покой // Ни темной старины заветные преданья...» Это самая загадочная строка в стихотворении. Безусловно, понятие «покой» не имеет бытового значения, оно служит символическим образом идеала, гармонии человека с миром. «Ни темной старины заветные преданья» - эта строка заимствована из «Руслана и Людмилы». У  Пушкина она звучит так: «Я славил лирою послушной // Преданья темной старины». Лермонтов добавляет эпитет с явной положительной окраской: «заветные преданья». Как видим, в каждой из трех строк звучит личная лермонтовская нота, каждое слово в сущности обладает положительным смыслом. Более того, перечисление словно идет от менее «заветного» к более близкому и дорогому: слава, покой, заветные предания. И вот на самой высокой ноте звучит последняя строка: «Не шевелят во мне отрадного мечтанья».

         Не вражда, а равнодушие.  Мы знаем, как Лермонтов может выразить свое  презрение, сарказм:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ...

Действительно, за что любить «страну рабов, страну господ»?. Рассудком этого не объяснить. Поэтому на фоне других стихотворений о России «Родина», действительно, окрашена странной любовью.

       От духовных, идеологических ценностях Родины, выраженных в первой строфе, поэт переходит к картинам природы. И чем дальше, тем конкретнее делается лермонтовский пейзаж. На смену грандиозным картинам появляется проселочный путь и прозаическая телега. Это крестьянский пейзаж с упоминанием полевых работ («спаленная жнива»), с картинами мирного довольства («полное гумно») и даже пляской «с топтаньем и свистом».  Смысловой центр «Родины» смещен к заключительным строфам. Здесь главное открытие Лермонтова. Здесь, где он утверждает свою любовь к России, народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу русского народа и русской земле, возделанной его трудом. Поэт равнодушен  к былой военной славе, к покою, заветным преданьям - этим романтическим представлениям об идеале.  Будничные, бытовые картины крестьянского труда и незатейливого отдыха самое ценное в облике России. В этом и было его великое поэтическое открытие, оттого и любовь к России он называет «странною»...



 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить