Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Печать
(38 голосов)
Оглавление
Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
Страница 2

 

Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

 

      Едва ли найдется в истории русской литературы поэт, который не объяснился бы в любви России. Часто в таком объяснении  бывают сосредоточены какие-то основные, самые главные свойства поэтического мира художника. Вот и лермонтовская «Родина» о том же - о любви к России, но любовь поэта особая, по тому времени необычная, странная, что он счел в пределах небольшого стихотворения четыре раза оговорить эту странность: «Люблю отчизну я, но странною любовью!», «Не победит ее рассудок мой», «Но я люблю - за что, не знаю сам...», «С отрадой, многим незнакомой...»

 

      Вся первая строфа - пояснение «странности» того, о чем Лермонтов собирается говорить дольше. Стихотворение начинается с инверсии («Люблю отчизну я»). Необычный порядок слов как бы вводит читателя в середину какого-то разговора. Лермонтов возражает кому-то. Впечатление, что мы слышим продолжение долгой беседы, усиливается первоначальной непонятностью второго стиха: «Не победит ее рассудок мой». Это ответная реплика в разговоре, смысл которой проясняется нам в контексте всей первой строфы, по мере того как поэт начинает развертывать свое возражение, а потом и описывать свою любовь.          Итак, первая строфа - возражение, но есть ли здесь отрицание, о котором говорил В. Белинский, назвав стихотворение Лермонтова «поэзией отрицания»? Но что и как здесь отвергает Лермонтов?

      Первым прокомментировал «Родину» Добролюбов. Процитировав шесть начальных стихов, он спрашивает: «Что же любит в родине этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины?» Отметим, что Добролюбов говорит не об отрицании, но о равнодушии поэта к перечисленным признакам величия родины. «Ни слава, купленная кровью...» Горестный опыт истории научил понимать эту фразу в том смысле, что речь идет о крови жертв, пролитой палачами, а не о славе, завоеванной героями. Но вряд ли это имел в виду поэт. Лермонтов был ведь и автором  «Бородина», стихотворения, в котором рассказано, как была завоевана слава предшествующим поколением. И этот героический смысл выражения не мог быть еще забыт. Едва ли здесь кроется обличительный смысл, который отметил Белинский. Скорее всего, прав Добролюбов - «воинская слава».


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить