Литература

Стихотворение В. В. Маяковского «Юбилейное». Мысли и чувства поэта.

Печать
(63 голосов)

Стихотворение В. В. Маяковского «Юбилейное».

Мысли и чувства поэта.

Заглуша

   поэзии потоки,

я шагну

через лирические томики,

как живой

с живыми говоря.

В. Маяковский. «Во весь голос».

      Стонущее сердце художника, сердце драматурга в иглах, громко бьющееся сердце поэта - это Маяковский. Он соединил в своей душе современность и «запас вечности». Он - дерзко живое, жаждущее движения сердце. Он подобно «невольнику чести» пытается познать свободу в «тысячи тонн». Он через 125 лет с доверием «смиренного львенка» обращается к нему - Александру Сергеевичу Пушкину.

 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


Анализ стихотворения поэта XIX или XX века

Печать
(23 голосов)
 

Анализ стихотворения поэта XIX или XX века

 

      Эта номинация темы становится уже традиционной. Вначале ее формулировка звучала так: «Стихотворение (автор, название). Восприятие, истолкование, оценка».  Вторая часть названия темы  откровенно смущала педагогов - что означают «восприятие, истолкование, оценка» и как отразить эти понятия в школьном сочинении?  Появились  многочисленные методические рекомендации в разных педагогических изданиях, где были представлены филологические аспекты анализа и где больше внимания уделялось форме: поэтической семантике, фигурам языка, разновидности рифм, звуковому составу, строфике и метрике. Доходило до абсурда: идейно-образное восприятие стихотворения зачастую подменялось математическим анализом формальных приемов. Однако «истолкование» стихотворения на определенном этапе литературного образования сыграло свою роль: учителя и ученики освоили практику формального подхода к анализу, вооружившись методикой М. Л. Гаспарова (ведущего специалиста в области имманентного анализа, т. е. внутренне присущего одному произведению). Но надо заметить, что имманентный анализ все-таки на первый (ведущий) уровень ставит идеи и эмоции, картины и образы, воспринимаемые читателем.  Именно этот уровень является доминирующим, подчеркивает ученый М. Л. Гаспаров. В целом его подход к данному виду анализа можно представить в виде алгоритма.

 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


Именины Наташи Ростовой.

Печать
(159 голосов)
Именины Наташи Ростовой.

Роль эпизода в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет

эта натянутая струна,

когда все ждут неминуемого переворота-

надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой,

чтобы противостоять общей катастрофе.

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

 

      «Война и мир» - одна из тех книг, которую нельзя забыть. В самом ее названии - вся жизнь человеческая.  А еще «Война и мир» - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. «Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров». Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. «Вот жизнь, - сказал старичок учитель», когда-то учивший Пьера географии.  «Как это все просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде».

 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


«Сон Обломова».

Печать
(32 голосов)

«Сон Обломова».

Роль эпизода как ключ к пониманию главного героя и романа, или

Пространство идиллии в романе И. А. Гончарова "Обломов"

- Да ты поэт, Илья!

- Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия.

- Это не жизнь!

- Что же это по-твоему?

- Какая-то обломовщина...

И. А. Гончаров. "Обломов".

 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века

Печать
(8 голосов)

Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века

 

      В этой номинации  в предыдущие годы чувствовалось очевидное пристрастие составителей экзаменационных тем к творчеству А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя. «Бал в доме Фамусова» и «Чичиков у Коробочки (Ноздрева, Собакевича и т. д.)» уже детально разобраны во всех методических изданиях, и, кажется, что в русской  литературе наличествуют только эти эпизоды. Надеемся, что в этом году  составители предложат нам что-нибудь интересное из литературы второй половины XIX века. Консультаций в этой номинации было множество. Но вот что интересно: читаешь сочинения на эту тему и видишь, что ученик  ограничивается только анализом эпизода и не указывает, какую же роль играет он в идейном и художественном пространстве всего произведения? С другой стороны, действительно трудно определить, например, какую роль играет эпизод именин Наташи Ростовой в пространстве многотомного романа «Война и мир». Здесь прежде всего важно понять философские, нравственно-этические взгляды писателя и философа Л. Н. Толстого. Это же касается произведений и других писателей.

 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 1 - 5 из 50