Анализ идейно-художественного
своеобразия
произведений
малой формы.
Формулировка номинации сочинения «анализ
идейно-художественного своеобразия» при всей своей традиционности и
естественности звучит в наше время если не как архаический штамп, то как хорошо
забытое старое. С одной стороны, как убедительно показала исследовательница
эволюции анализа литературного произведения в школе доктор педагогических наук
Е. И. Целикова, подходы к школьному анализу художественного текста в наши дни
многообразны. Современная практика школьного анализа вбирает в себя в «снятом
виде» исторически сложившиеся типы анализа: логический и стилистический анализ,
обнаруживающие возможность неориторики, элементы анализа мифологического,
социологического, формальной поэтики. «Все историческое движение школьного
анализа, начавшееся с важнейшей предпосылки возникновения «читательского
класса» в XVIII веке,
можно представить как движение к школьнику - читателю, полностью
воспринимающему все «регистры» литературы, активно включающему ее высшие идеалы
в свой жизненный опыт» (Е. И. Целикова). С другой стороны, в последнее
десятилетие школа, осваивая новое содержание литературного образования,
открывая «новые имена» в школьных программах, далеко не всегда в должной мере
формирует умения и навыки самостоятельного анализа художественного текста, без
чего полноценная читательская деятельность невозможна.
|
Обсудить на форуме. (0 комментариев)
Тема падения и духовного возрождения
человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (На примере романа «Преступление и
наказание»)
«Атмосфера души человека, - писал однажды Достоевский брату, - состоит из
слияния неба с землею; какое же противозаконное дитя человек; закон духовной
природы нарушен... Мне кажется, что мир наш - чистилище духов небесных,
отуманенных грешною мыслью».
Много уже написано о том, что Достоевского истинно интересовала лишь одна
тема - тема о человеке. Человек, по
мнению писателя, удивительным образом (и - вполне естественно) соединяет в себе
и Бога и дьявола. Но всегда человек
Достоевского приходит к осознанию высшего, что является Истиной человеческой
природы.
|
Обсудить на форуме. (0 комментариев)
«Достоевский -
художник ...бездны человеческой, человеческой бездонности»
(Н.А.Бердяев).
...широк
человек, слишком даже широк...
Ф.М.Достоевский
«Братья Карамазовы»
Ты взял все, что есть необычайного и неопределенного, взял все, что было не по силам людям, а потому поступил как бы не любя их вовсе.
Ф.М.Достоевский
«Братья Карамазовы»
«Легенда о Великом Инквизиторе»
Много уже
написано о Достоевском и много высказано о нем истин. Многие и многие всматривались в его духовные дали: В.Соловьев,
Розанов, Мережковский, Волынский, Л.Шестов,
Булгаков, Волжский, В.Иванов и др. Одни видели в его творчестве великие откровения
о Христе. Для других Достоевский прежде всего психолог. Все это было у Достоевского. Он чрезвычайно богат. И все же одна
тема, по мнению Н.А.Бердяева, представляется в творчестве Федора
Михайловича центральной, та тема, из которой «объясняется он весь», эта тема о человеке и его судьбе. «У Достоевского ничего и нет кроме
человека, -пишет Н.А.Бердяев, - все
раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему. Еще Н.Страхов заметил: «Все внимание его было
устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характер...»
|
Обсудить на форуме. (0 комментариев)
«Раскольников есть истинно русский
человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его
завел заблудший ум» (Н.Н.Страхов)
(По роману Ф.М.Достоевского «
Преступление и наказание»)
Умом Россию
не понять,
Аршином
общим не измерить.
Ф.И.Тютчев
Ф.М.Достоевский, по словам Н.Бердяева, «характерно русский, до глубины
русский
гений, самый русский из наших великих писателей». Сам Федор Михайлович однажды
написал про себя А.Майкову: «Я всегда был истинно русский». Из всех русских писателей именно Достоевский наиболее интересен для
западноевропейских людей. Понять до
конца Достоевского - значит понять что-то существенное в строе русской души,
значит приблизиться к разгадке тайны России.
|
Обсудить на форуме. (0 комментариев)
«Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого
страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви»
(Д. С. Мережковский)
Любовью дышит вся его книга,
любовь - ее огонь, ее душа и поэзия
Д. С. Мережковский.
«Достоевский - это величайший реалист ...»
О Достоевском создано немало легенд. И одна из самых странных - будто
он, человек очень русский по складу ума и
характера, совсем не похож на русского писателя. Многие критики - современники
Достоевского, восприняли его новаторские поиски как отступление от
реалистических завоевания русской литературы. Спор о методе Достоевского в русском реализме до сих пор открыт.
Белинский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин; В.Розанов, Д.Мержковский,
Л.Шестов, А.Волынский, В.Иванов, Н. Бердяев (символистская критика начала XX века). Именно
последние определили разноуровневый план сочинений Достоевского, как
религиозное мифотворчество и в этом качестве
противопоставили Достоевского всей русской литературе с ее «прагматизмом» и гуманизмом. По мнению символистов, Достоевский
открыл в человеке вечную «трагедию» религиозного сознания: выбор «между
бытием в боге и бегством от бога» (В.Иванов).
|
Обсудить на форуме. (0 комментариев) |