Литература

Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака

Печать
(17 голосов)
Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака

  «Набрал в рот вселенную и молчит. Всегда, всегда молчит. Аж страшно», - такую запись сделал о Пастернаке О. Мандельштам в 1931 году. А. Ахматова чуть позже также призналась: «Я сейчас поняла в Пастернаке самое страшное: он никогда ничего не вспоминает». Как видим реакция двух поэтов на Пастернака схожая – «страшно!». И это при том, что оба масштаб его знали, гордились им как современником. Объяснить это можно тем, что Пастернак работал в иной сфере – в сфере Вселенной, как, например, Тютчев или Фет. Кстати, после выхода сборника «Сестра моя – жизнь» критики стали называть Пастернака поэтом «фетовско-тютчевского склада», который кладет в основу своих стихотворений «впечатление, а не идею», разлагая мир на простые компоненты ощущений. В ранней лирике Пастернака действительно чувствовалось влияние Фета, когда-то заявившего, что его «муза не лепечет ничего, кроме нелепостей». Может быть, такими же «нелепостями» полны и стихотворения Пастернака. Взять хотя бы хрестоматийное «Февраль. Достать чернили плакать…»:
Февраль. Достать чернил и плакать!
 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


“Silentium”.

Печать
(6 голосов)
Ф. И. Тютчев. “Silentium”.

 Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
А. С. Пушкин. “Стихи, 
сочиненные ночью во время 
бессонницы”.

Стихотворение “Silentium” было написано в 1830 году. Находясь в это время в Германии, Федор Иванович Тютчев познакомился с немецкими идеалистами - натурфилософами начала ХIХ века и их трудами. Именно они во многом и определили мировоззрение поэта (Шлегель, Тик, Новалис, Вакенродер). 
“Есть целый мир в душе твоей...” - переосмысление поэтом формы немецкого идеализма. Тютчев еще только на пути к пантеизму (“Все во мне, и я во всем!”), он в поисках своего мировоззрения. От этой раздвоенности, неопределенности появляется характерный для более поздней литературы лирический герой, герой, внешне уверенный во всех своих словах и поступках, внутренне - сомневающийся во всем.
 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


Рассказ Чехова "Учитель словесности" (опыт интерпретации)

Печать
(32 голосов)
Рассказ Чехова "Учитель словесности" (опыт интерпретации)

"Учитель словесности" - один из рассказов Антона Павловича Чехова, в котором автор затрагивает проблему пошлости, обывательства общества. Т.е. то, что волновало писателя во время его творческого расцвета: упадок, деградация личности под влиянием среды, в которую они попали. Но рассматриваемый нами рассказ отличается от прочих яркостью слова, различными приемами и деталями, которые помогают читателю лучше понять замысел автора. Мастер психологического анализа Лев Толстой так говорил о рассказе после его прочтения: "Здесь нет ни одной черты, которая не шла бы в дело... " Давайте найдем подтверждение его словам, анализируя текст произведения.


 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

Печать
(77 голосов)
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
 «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…» – эти строки «ЕО» знает каждый школьник, но какую роль они играют в романе? Как они помогают читателю разгадать замысел Пушкина, автора этого романа?  
 Иногда пейзаж романтичен, иногда банален и обыден. Что же этим разнообразием хотел показать Пушкин? Мне кажется, стилем написания он настраивает читателя на нужный лад, настроение. Например, в начале седьмой главы мы читаем описание (повтор!) весны, «поры любви». Умиротворенная весна является спасением для наших героев, отдыхом от тяжелой зимы. «Утро года» выводит читателя из настроения грусти, в котором он находится после 6 главы, где погибает Ленский. Одновременно с этим создается ощущение влюбленности, ожидание радости, счастья. Особую красоту и яркость описанию пейзажа придает множество троп. Это эпитеты («прозрачные леса», «вешние лучи») и метафоры («утро года», «дань полевая»), олицетворение ( автор одушевляет природу: «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года») и сравнение («еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют»). Картина полна цвета и позитива(?), уюта.
 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


Смысл эпилога в романе Тургенева «Отцы и дети».

Печать
(94 голосов)
Смысл эпилога в романе Тургенева «Отцы и дети».

В эпилоге традиционно повествуется о дальнейшей судьбе героев произведения. Тургенев не отступился от неписаных правил. Мы узнаем и о судьбе Анны Сергеевны, которая «недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению», и о жизни Аркадия, неописанной в книге: он «сделался рьяным хозяином». Иначе говоря, автор затронул жизнь каждого героя. Но что делать, если нет этой «жизни», если персонаж умер?
Тем не менее, Тургенев посвящает неживому герою – Базарову – последний абзац романа. Зачем же затронута жизнь человека, которой уже нет?
«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России» - так начинается часть, посвященная Евгению. И уже с первых строк мы чувствуем в словах лирику, задумчивость. Создается впечатление, что читаешь стихотворение в прозе.
Основным приемом, на котором построен этот абзац, является антитеза: сельское кладбище и могила Базарова. Это противопоставление очень четко видно посредством союза «но» и фигуры умолчания, стоящих между двумя частями.


 
Обсудить на форуме. (0 комментариев)


<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 46 - 50 из 50