«Люди дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)

Печать
(84 голосов)

«Люди дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)

 

      «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой» - и обитатели, люди дна общества. Кто их собрал здесь? Как они очутились в одном месте? Течет  река жизни, хоть и мутная, но подлинная, глубинная. И все это в пьесе М. Горького «На дне» (1902).

       Кто же они, обитатели ночлежки супругов Костылевых? Вот Клещ - самый неприятный и злой человек. Замучив жену, он жалеет только о том, что ее похороны унесли его рабочий инструмент. Клещу надо очень мало от жизни. Это про него Сатин скажет: «Человек выше сытости». Но иначе обстоит дело с Актером, человеком добрым, мягким, совестливым. Кажется, что он сам виноват в своей судьбе - кто ему мешал быть актером? Не пил бы, вот и все! Но дело как раз в том и заключается, что Актеру нужно больше, чем Клещу.

«Люди дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)

 

      «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой» - и обитатели, люди дна общества. Кто их собрал здесь? Как они очутились в одном месте? Течет  река жизни, хоть и мутная, но подлинная, глубинная. И все это в пьесе М. Горького «На дне» (1902).

       Кто же они, обитатели ночлежки супругов Костылевых? Вот Клещ - самый неприятный и злой человек. Замучив жену, он жалеет только о том, что ее похороны унесли его рабочий инструмент. Клещу надо очень мало от жизни. Это про него Сатин скажет: «Человек выше сытости». Но иначе обстоит дело с Актером, человеком добрым, мягким, совестливым. Кажется, что он сам виноват в своей судьбе - кто ему мешал быть актером? Не пил бы, вот и все! Но дело как раз в том и заключается, что Актеру нужно больше, чем Клещу.  Общество отказало ему в уважении, ему не хватило внимания, бережного отношения к себе.  Актер - продолжение линии Мармеладова, персонажа Достоевского с его горькой мольбой-жалобой: «Ведь нужно, чтобы человеку было куда пойти». Обращает на себя внимание и то, что из ночлежки добровольно уходят только двое - Лука и Актер. Ценой самоубийства он освобождается от ее власти. Женские судьбы так же безутешны. Наташа терпит самодурство  сестры, в конце концов, та обливает ее кипятком, оставляя инвалидом на всю жизнь. Анастасия живет романтическими представлениями о «герое-любовнике», который приплывет за ней на корабле с алыми парусами, а пока продает свое тело, чтобы как-то обеспечить скудное существование.

       Обитатели ночлежки - люди слабые, безответственные,  «навсегда оскорбленные», «обиженные навсегда», как выражается Сатин. Люди, живущие во внерелигиозной сфере. Бога там нет. Речь идет только об одном - о человеке. И каков же здесь человек? Все социальные слои собраны: работяги-мастеровые (Клещ), дворяне (Барон), интеллигенты (Актер, Сатин), воры (Пепел), мещане (Бубнов), странники (Лука). Как им выбраться отсюда? Кто может им помочь? Лука, который верит в человека, любого, отдельно взятого человека, пытается помочь им. Пепла и Наташу манит свободной жизнью в Сибири, впоследствии первый и окажется там, но только в кандалах.  Анну утешает загробной жизнью, Актера  лечением от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Он не надеется на Бога, вмешивается сам в человеческую судьбу - и, разумеется, терпит неудачу, ибо «дать можно только богатому, помочь можно только сильному» (М. Цветаева). Сатин тоже верует в Человека («Человек - это звучит гордо!»), но не в человека обычного, как верует Лука, а в Человечество. Однако при этом не замечает, как маются рядом люди. Правда, он не обижает их, но это скорее отсутствие злой воли, а не присутствие доброй. Весьма характерна его реакция на смерть Актера - эстетическая, не более того: «Эх, испортил песню... Дурак». Души здесь нет.

      И, наконец, Бубнов. Ему все равно. Он не верит ни во что. Страсти, низменные, человеческие страсти, страсти на душевном уровне, выжгли из него все. Он не верит даже в деньги: равнодушен к ним. Не уважает смерть. Он циник, но цинизм не может иметь аргументов, потому что цинизм не убеждение, а отсутствие его. Поэтому спор о человеке ведется между Сатиным и Лукой. Как он разрешается в пьесе? Верного ответа здесь нет и не может быть. «Все в человеке, все для человека». Вот она - главная тема горьковской пьесы: человек и его судьба. Может ли человек противостоять своему жизненному предназначению? По мысли Горького - Сатина, человек делает свою судьбу сам. Для Горького-гуманиста так все и было: он, выбившись сам из общественных низов, знал, как это трудно, но он смог противостоять трудностям. Люди же дна не смогли. Тема человек и судьба в горьковской пьесе оказалась трагической. 

 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Спор ночлежников о человек   Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького »