Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького

Печать
(12 голосов)
Оглавление
Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького
Страница 2

        Два персонажа романтического произведения - «герой и толпа» - находятся в состоянии антагонизма. Они противостоят друг другу, как столкновение идей. Именно об этом - столкновении «героя и толпы» - следующее произведение М. Горького «Старуха Изергиль» (1895). Это тоже рассказ в рассказе. В обрамлении опять устанавливается время и место: море, юг, лето, «мужчины - бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч», «женщины и девушки, веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Как и в рассказе «Макар Чудра», их жизнь - это фон, сливающийся с природой. Но «Старуха Изергиль» построена куда более сложно, нежели «Макар Чудра». Ее композиция трехчастная: сначала идет рассказ о Ларре, затем - рассказ самой старухи Изергиль о своей жизни, потом заключение - легенда о Данко. Мы не будем подробно останавливаться на каждой части, ибо нас интересует главный конфликт романтизма - «героя и толпы». В первой легенде герой - сын орла и женщины - не хочет ничего отдавать людям, а только брать, и за это он наказан одиночеством. Но и люди, осудившие его на одиночество, поступают безнравственно. Сцена суда над Ларой сама по себе жуткая, потому что люди племени не просто думают, как наказать убийцу, а как наказать возможно приятнее для себя. Все самые страшные казни казались им малы, для того чтобы удовлетворить их чувство мести. И вот наконец один мудрец захотел спросить у самого Лары, зачем он убил девушку: «Все равно, ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем». В этом вопросе отсутствуют категории нравственности, существует только понятие пользы. Ответил Лара исчерпывающе: «Я хочу остаться целым». В данном случае конфликт  «героя и толпы» снимается, потому что обе стороны безнравственны. Лара сам выбрал ад одиночества, а люди смеялись над ним. «А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками». Что же искал на своей груди Лара? Может быть, то, что называется сердцем, вместилищем души? Может быть, только сейчас его сердце возжаждало любви? Но он ведь хотел остаться целым. И остался.

        Действие - вот главное состояние романтического героя. Романтический герой обязан действовать, потому что он сам хозяин своей судьбы. Понятие «Божий Промысел» не существует в их жизни, они сами «кузнецы своего счастья», они не признают над собой никакой высшей воли. Романтический герой Данко так и ведет себя. Он явился, чтобы спасти всех, но по своей воле, а не Божьей. Он взял на себя роль Провидения и повел. Ведущему всегда трудно, однако Данко вывел людей к свету.

       В романтическом произведении «Старуха Изергиль» представлены две модели поведения героя: один герой, желая остаться целым, ничем не пожертвовал, другой отдал самое ценное - сердце. То самое сердце, которое искал на своей груди Ларра. Данко вывел свой народ из леса - и умер. А что же «толпа»? «И один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Нужны ли «толпе» герои? От гордеца Ларры  осталась тень, от гордого смельчака Данко - голубые искры.         Что же хотел показать Горький в этих легендах? Человек все может сделать сам, по своей воле. Он свободен в своем выборе. Как видим, герои Горького существуют только на душевном уровне, духовного там нет. Но при всей радости жизни, веселья и света горьковские романтические герои ходят бесконечно по земле, кружась в каком-то зловещем движении, и никак не могут найти покоя. В этом и кроется своеобразие ранних рассказов А. М. Горького.



  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« «Люди дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)