Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького

Печать
(12 голосов)
Оглавление
Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького
Страница 2

Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького

 

      «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», - любил повторять в юности М. Горький. Он был, безусловно,  романтиком. Романтизм - это не только литературное направление, но и мироощущение. Романтики находятся в состоянии войны со всем миром, утверждая собственную исключительность. Романтический герой - это герой монострасти, моноидеи. У него не может быть двух идей, двух страстей, он попросту не может вместить их. Классическую формулу жизни романтиков определил Лермонтов: «Имел одной он думы власть, одну, но пламенную страсть».

 Именно такими героями предстают персонажи первого романтического произведения Горького «Макар Чудра». Главное для них - свобода, которую они, впрочем, чаще называют волей. Писатель изображает своих героев крупно, без психологических тонкостей и деталей. Вот, например, как представляет Лойко Зобара Макар Чудра: «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго - поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот себе и возьми. У него не было заветного - нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Вот он, действительно, свободный, лихой человек, ничего не жалеющий. Останавливает только одно: «не было заветного». Для Макара Чудры отсутствие заветного - черта положительная: человек не должен быть ни к чему привязан, будь то земля, конь, деньги, девушка. А точно ли это положительная черта? Свобода бывает от Бога и дьявола. Свобода от Бога предполагает соотнесенность своей жизни с жизнью всеобщей, служение всем, смирение перед всеми. Свобода от дьявола - своеволие, произвол. Вот крадет Лойко коней - лихое ремесло для свободного человека! Но любопытна одна деталь: конокрадов большей частью при поимке властям не сдавали, их забивали до смерти на месте. Что значит увести у крестьянина коня? Пустить по миру, обречь на батрачество, на разорение. А Лойко крадет. Это свобода или своеволие?

       А вот как он появляется. Представление героя в рассказе обставлено роскошно. Сначала мы слышим  о нем: «Слышим мы и слышим - музыка плывет по степи. Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она куда-то. Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего и жить уж не нужно было, или, коли жить, так царями над всей землей». Даже в музыке заключено гордое сознание исключительности, царственного величия. И после такого победного гимна - появляется человек: «У него есть усы, кудри и улыбка, как солнце». Романтический герой несет в себе два цвета - черный и красный, цвета трагедии, вот и Лойко изображается так: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного железа вместе с конем. Стоит весь в крови, в огне костра и сверкает  зубами, смеясь». Таким образом, трагедия уже предопределена. Появление исключительного героя не может быть случайным, поэтому в повествование входит и исключительная героиня - Радда: «О ней, этой Раде, словами и не скажешь ничего». И вот встретились две исключительные личности - орел и орлица. Естественно, что они не могут идти вместе, потому что у каждого своя дорога, «свой произвол и свой закон». Больше всего они ценят свободу, потому-то и любви нет места в их сердцах. Таков закон романтического произведения, и ему остается верен Горький.


  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« «Люди дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)