Спор ночлежников о человек

Печать
(12 голосов)

 

Спор ночлежников о человек

     Спор о человеке - едва ли не главный спор в русской классической литературе.  Кажется, вся литература XIX и ХХ веков только и делала, что отражала проблему человеческих взаимоотношений: как жить человеку, как относиться  друг к другу, легко ли быть человеком, какие ценности человек выбирает? Эти вечные вопросы переводят бытовое понимание проблемы на философский уровень, ибо «есть - люди, а есть - иные - человеки...» (А. М. Горький. «На дне»).

 

      Вспомним, на протяжении всей пьесы идет спор о человеке, о его природе, мыслях и чувствах. У каждого героя своя ниша понимания природы человека. Полицейский Медведев считает, что человек должен вести себя смирно. На то он и полицейский, чтобы так считать. Бубнов и Барон уверены, что все вокруг, считая и их, - щепки, ничто. Для Насти человек - рыцарь из сказочного мира. Вот приплывет этот рыцарь на корабле с «алыми парусами» и увезет ее в свою сказку. Однако все они так и остаются на этом уровне понимания человека, никаких изменений на протяжении пьесы не происходит.

      Знаменитый монолог о человеке в финале пьесе произносится пьяным шулером Сатиным, и смысл его сводится к тому, что «человек - это звучит гордо!» Свободный человек не нуждается во лжи и может позволить себе смотреть жизни прямо в глаза. «Правда - бог свободного человека», - с величайшим пафосом произносит бывший телеграфист. А какова же она, эта «правда свободного человека»?

     Герои пьесы - люди, выброшенные в результате произошедших с ними социальных процессов на дно жизни. Все они собрались в ночлежке Костылева. У каждого из них своя «правда». Вот Клещ, который мечтает вырваться отсюда, заработав много денег. Впоследствии он лишится своего инструмента, основного средства заработка, продаст его, чтобы похоронить жену. Вот Васька Пепел, влюбленный в Наташу, но и его жизнь безысходна. Вот Татарин, который считает, что «душа должна иметь закон», то есть человек должен жить, соблюдая все заповеди Корана. Но сам он их едва ли соблюдает. Или спившийся  Актер, потерявший смысл жизни. Легко ли им оставаться  людьми в этом бесчеловечном мире?

     С появлением Луки в ночлежке замаячила для ее обитателей какая-то надежда на настоящую жизнь, стать людьми наконец. Ночлежники тянутся к нему, согретые лучами доброты и тепла. Анну Лука успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла соблазняет перспективой вольной жизни в Сибири. Актеру сулит лечение в бесплатной клинике. И относится Лука к людям так, потому что, по его мнению, любой человек достоин уважения как личность. Он дарит каждому веру, надежду на будущее, ибо борьба за мечту придает человеку сил. Но, как это ни печально, все действия Луки свелись к анестезии, к наркотическому смягчению чужой боли, потому что сам Лука не слишком дорожит теми, кто тянется на его огонек. Он странник, и роль его сводится к тому, что он находит таких людей, как обитатели ночлежки,  повсюду, утешает их и идет дальше. Но так ли это плохо? У Луки своя правда о человеке, он находит ее в любви к ближнему.

        Грандиозный миф о человеке  («Правда - бог свободного человека!») предлагает Сатин, между прочим, очертив изображение человека в пустоте, что очень важно, ибо его миф рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Не зря ведь в пьесе представлены все социальные слои общества: дворяне, интеллигенция, купцы, мещане, рабочие. Никто никого не понимает, все заняты только собой, и мир на грани катастрофы. Легко ли быть человеком на грани катастрофы? Ложь Луки Сатина не устраивает («Ложь - религия рабов и хозяев»), но ведь и Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от лжи Луки, имеет идеальное обоснование не прошлом, не в настоящем, а в будущем - в перспективе соборного общества, когда люди сольются воедино и преобразуют жизнь на разумных началах: «Это - огромно! В этом - все начала и концы!» Вместо любви к ближнему (у Луки) Сатин предлагает любовь к дальнему: надо сначала найти веру, затем поверить в нее. Большинству людей вера не дается просто так, нужно ее искать.

      «Что такое человек?.. Человек за все платит сам...»

       Есть - люди, а есть - иные - человеки...» Легко ли быть человеком? Человеком быть легко, если ты поверишь, что ты человек мыслящий и свободный. Но свободный только в свободном обществе, а не в  ночлежке, как у Горького. Там, увы, человек не свободен, но и там   тоже - «люди... и человеки...»  

  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

«Люди дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».) »