Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

Печать
(16 голосов)
Оглавление
Своеобразие лирики Н. А. Некрасова
Страница 2

Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

 

       «Нам нужен был поэт, который с красотою Пушкина, силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова», - писал Н. Добролюбов в 1860 году. Таким поэтом стал Н. А. Некрасов. Вся его поэзия полна веры в величие народа. Его Муза - русская крестьянка, «бледная, в крови», иссеченная кнутом, а главным героем произведений стал народ. Более того, народ стал для Некрасова воплощением всей России, Родины. Другой Родины, кроме мужицкой, у него не было. Каков же он, этот некрасовский народ? Это могучий народ. Его руками создано в России все: Москва, Петербург и дорога между ними. Народ - основа России, то, на чем стоит все, в том числе и культура, и цивилизация. Поэтому так настойчиво требует Некрасов уважения к народному труду.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Именно уважать, не жалеть, не сострадать ему, а уважать. Ведь и самим строителям дороги важно знать, вспомнят ли их:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено...

Все ли нас, бедных, добром поминает

Или забыли давно?

Но у этого могучего, глубоко нравственного народа есть правители, которые этот народ предали, продали и забыли. В стихотворении «Забытая деревня» крестьяне напрасно ждут барина: они надеются, что когда он приедет, то восстановит справедливость, пригреет старость, позволит любящим соединиться:

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,

А сама Наташа свадьбой уж не бредит...

Барина все нету...барин все не едет!

Однако правители пренебрегают своими обязанностями по отношению к народу или попросту совсем их не выполняют. Вот как, например, в стихотворении «Размышление у парадного подъезда». Мужики пришли по верному адресу: к министру государственных имуществ, пришли издалека («кровь на ногах»), пришли летом, в самую страду, когда в деревне каждая пара рук -  жизненная необходимость. Министр обязан был их принять, но кто-то крикнул: «Гони! Наш не любит оборванной черни». И мужики, которых Некрасов так уважительно представляет в начале стихотворения «деревенские русские люди»,  ушли, повторяя «Суди его Бог!», разводя безнадежно руками.  Государственные чиновники  народ предали, но и народ только терпит и стонет: «Этот стон у нас песней зовется...» И это терпение становится уже безнравственным. В этом горько упрекает народ Некрасов. Убийственен в этом отношении финал «Железной дороги», который можно сравнить только с концом сказки Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Поэтому «Размышление у парадного подъезда» заканчивается вопросом-упреком: «Ты проснешься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, - создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?..»


  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить