Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака

Печать
(17 голосов)
Оглавление
Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака
Страница 2

  Переживание дробности, детальности природного мира давало возможность молодому поэту интуитивно угадывать жизнь как единое целое. В ранней лирике Пастернака природа жила своей внутренней жизнью, которую можно было созерцать, лишь отказавшись от какого-то вмешательства в нее. Поздний же Пастернак подчеркивал, что человек «живет не в природе, а в истории». Если в «Сестре моей – жизни» главенствовал интуитивный принцип проникновения в святая святых природной жизни, в тайну ее скрытого существования, то в «переделкинских» стихах 1940 года природа доступна и открыта до малейших деталей и подробностей:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора,
Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.
  «Золотая осень»
Природа у Пастернака в период работы над романом «Доктор Живаго» выступает как образец и пример для подражания человека, живущего в истории:
Таков притон дроздов тенистый.
Они в неубранном бору
Живут, как жить должны артисты,
Я тоже с них пример беру.
  «Дрозды»
Не случайно в стихотворении «Вакханалия» природа предстает как образец высокой и рискованной игры:
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века,
Как играют овраги,
Как играет река.

Как играют алмазы,
Как играет вино,
Как играть без отказа 
Иногда суждено.
Нетрудно заметить, что красота природы здесь предъявлена человеку как категорический императив. Природа хочет быть свидетелем человеческого поступка, подвига, зрителем той роли, которая играется в исторической драме. От личности требуется готовность к риску и самопожертвованию, к труду и бескорыстию. Поэтому в стихотворении «Хлеб» и появляется прямая формула поведения личности:
Ты понял блаженство занятий,
Удачи закон и секрет,
Ты понял, что праздность – проклятье,
Что счастья без подвига нет.

Что ждет алтарей, откровений,
Героев и богатырей
Дремучее царство растений,
Могучее царство зверей.
  Б. Л. Пастернак, ощущая себя «вечности заложником, у времени в плену», стремится вернуть нарушенное единство идеала и нормы. Его восприятие природы – это гармоничный синтез природного и исторического начал человека. «Сказочное только рядовое, когда его коснется рука гения», - вот мысли Юрия Живаго, за которыми угадывается позиция самого Пастернака. 



 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить