М. М. Пришвин «Вечное перо»

Печать
(3 голосов)

М. М. Пришвин «Вечное перо»

(из цикла «Лесная капель»)

 

 

      Можно сделаться большим художником, имея вовсе даже небольшой талант. Для этого в написанном надо уметь находить вечные строки... По этим удавшимся вечным строкам надо строить новое произведение, искать в новом, что удалось... И, работая всю жизнь, можно чувствовать себя довольно уверенным. Большинство же работают неуверенно, исходя из таланта, пишут, «как Бог дал». Они очень скоро исписываются, мелькнув в обществе «королями сезона», - «Бог дал, Бог и взял».

 

      В данной лирической миниатюре известный русский писатель Михаил Пришвин размышляет на тему творчества. По его мнению, «можно сделаться большим художником, имея вовсе даже небольшой талант»: для этого необходимо находить «вечные строки». Эту мысль трудно оспорить: вечные темы, мотивы рефреном проходят через творчество настоящих творцов. Однако «большинство же <...> пишут, «как Бог дал». «Бог дал, Бог и взял»: талант, не подкрепленный трудолюбием, быстро исчезает, и писатели становятся «королями сезона», а не вечности. Настоящий художник должен быть «у времени и вечности в плену» (Б. Пастернак).

      Формула успеха истинного художника  заключается в его ответственности за свой талант, в бесконечном, непрерывном процессе совершенствования того, что «дал Бог». Это и есть главная мысль текста - пришвинская идея об ответственности художника-творца.

       Размышление М. Пришвина на тему творчества, безусловно, выдержано в художественном стиле. Данную миниатюру можно разделить на две части. Однако модальность двух частей резко отличается: положительная экспрессия первой («большой художник», «вечные строки», «восходя все больше и больше», «стремясь к совершеннейшему», «уверенно») резко контрастирует  с негативными оценками второй («неуверенно», «исписываются», «мелькнув «королями сезона»). Таким образом, антитеза является основным композиционным приемом текста. Наличие интертекста (сниженная пародия на «короля поэтов» И. Северянина, замена этого известного  термина на сугубо авторское «король сезона») лишний раз подчеркивает отрицательное отношение автора к тем писателям, которые безответственно относятся к своему дарованию. Дважды повторенное идеоматичное  выражение «Бог дал» (во втором случае в более полном виде) принадлежит не лирическому «я», который однозначно выражает свою позицию («работать всю жизнь»), а «большинству», то есть людям, перекладывающим ответственность за свою писательскую судьбу на внешние силы. Эти люди, судя по размышлению М. Пришвина, сами лишают себя того личностного начала, без которого творчество невозможно.

  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить