Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»

Печать
(5 голосов)
Оглавление
Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»
Страница 2

Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной

в романе «Евгений Онегин»

 

Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны,

 а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы.

Ф. М. Достоевский.

Деталь в художествах - это части или подробности в отделке.

В. И. Даль.

      Мастерство А. С. Пушкина неисчерпаемо. Тонкий лирик в поэзии, «любознательный» рассказчик в «Повестях Белкина», беспристрастный историк в «Истории Пугачева». Но мало кто задавался вопросом, какую роль может сыграть одна-единственная деталь в раскрытии образа героя. Обратимся к такой детали-образу, как луна, в романе Пушкина «Евгений Онегин». Может быть, этот образ поможет нам глубже понять «главную героиню» Татьяну Ларину. Символика луны в мировой мифологии не так уж и многозначна: луна - знак богини Дианы, богини плодородия и деторождения, всего живого.  Впоследствии ее стали отождествлять с богиней Селеной, олицетворяющей целомудрие,  чистоту и святость.

       Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет:

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно освятим.

«Святое» имя Татьяны, с которым «неразлучно воспоминание старины»,  как раз и ассоциируется с богиней луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю серебристым сиянием. Вспомним, как Онегин, увидев в высшем петербургском свете Татьяну, «въявь богиню зрит» (из «Послесловия» к роману).

       Образ луны сопровождает героиню на протяжении всего романа. Вот Ленский знакомит Онегина со своей невестой Ольгой, и он сразу обращает внимание на ту, «которая грустна и молчалива, как Светлана». Удивляется своему новоявленному другу, что тот выбрал «другую»: «В чертах у Ольги жизни нет. //Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:// Кругла, красна лицом она, //Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне». Здесь «глупая луна» - антитеза луне, льющей живительный свет на мир, когда он «в праздной тишине при отуманенной луне ...лениво почивает». Так и Татьяна в «праздной тишине» деревенской жизни тихо мечтает, погружаясь в чтение сентиментальных французских романов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и Онегину: «И сердцем далеко носилась // Татьяна, смотря на луну...// Вдруг мысль в уме ее родилась...», «она сказала: это он». Романтическая душа Татьяны живет в созданном ею мире грез, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями, приметами, «предсказаниями луны», ибо Татьяна - «русская душою». Заметим,  у славян луна покровительствует еще всему домашнему миру, а, как известно, фамилия Татьяны - Ларина - связана с древними божествами ларами - покровителями домашнего очага, природы. 

       Ночное светило сопровождает героиню, когда она пишет письмо Онегину: «И между тем луна сияла // И томным светом озаряла// Татьяны бледные красы». Пушкинская героиня пишет письмо наедине с луной, девственный свет которой  связан с романтическими мыслями, когда влюбленная девушка перестает замечать реальную обстановку, оставаясь вдвоем с «томным светом» вдохновительницы-луны. Это же состояние будет сопровождать ее и после встречи с Онегиным в Петербурге:

Об нем она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит,

К луне подъемлет томны очи,

Мечтая с ним когда-нибудь

Свершить смиренный жизни путь.


  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». »