Анализ идейно-художественного своеобразия произведений малой формы.

Печать
(6 голосов)
Оглавление
Анализ идейно-художественного своеобразия произведений малой формы.
Страница 2

      Обратим внимание на то, что речь идет об анализе идейно-художественного своеобразия произведения малой формы. Означенное своеобразие предполагает в известном смысле избирательность в материале анализа. От ученика не требуется дотошно и скрупулезно фиксировать все элементы содержания и формы. Как справедливо замечает А. Б. Есин, «в практическом литературоведении мы почти во всех случаях имеем дело с анализом выборочным, когда анализируются не все элементы произведения, а лишь те, которые представляются важными. В принципе это правильный и плодотворный путь, но здесь перед литературоведом неизбежно встает проблема: что выбрать, а чем пожертвовать?» Неизбежно с этой проблемой столкнется и автор выпускного сочинения. Поэтому будет крайне важно объяснить содержательные доминанты произведения, выделить «рельефы формы», особенно очевидные ее проявления, отличающие именно это произведение, составляющие его своеобразие, обнаружить взаимосвязь и взаимообусловленность содержания и формы.

      Заметим, что при всей терминологической строгости формулировки темы сочинения она, безусловно, допускает сочетание анализа и интерпретации, когда ученик, высказывая свои субъективные впечатления, суждения, оценки обосновывает их анализом текста. Для кого-то импульсом к анализу станут мысли, чувства, возникшие после чтения произведения; кто-то начнет с размышления о смысле названия; третий задумается над судьбой книги, будь то «Собачье сердце» Булгакова или «Матренин двор» Солженицына и т. д.

      Рассмотрим возможное движение анализа идейно-художественного своеобразия произведения на примере небольшой повести Федора Абрамова «Поездка в прошлое». Она сравнительно недавно появилась в школьных программах по литературе, но заслуженно отмечена вниманием учителей и методистов. Эта повесть из числа тех, «в которой отразился век» (А. С. Пушкин). В ней - попытка осмысления ушедшего века, его трагедий и невосполнимых потерь. Предложим ученикам самостоятельно обозначить доминанты содержания и формы, их взаимообусловленность в повести, что придаст анализу - при понятной фрагментарности - цельность.



  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Уроки памяти (Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое»)   «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» »