Анализ идейно-художественного своеобразия произведений малой формы.

Печать
(6 голосов)
Оглавление
Анализ идейно-художественного своеобразия произведений малой формы.
Страница 2

Анализ идейно-художественного своеобразия

произведений малой формы.

 

       Формулировка  номинации сочинения «анализ идейно-художественного своеобразия» при всей своей традиционности и естественности звучит в наше время если не как архаический штамп, то как хорошо забытое старое. С одной стороны, как убедительно показала исследовательница эволюции анализа литературного произведения в школе доктор педагогических наук Е. И. Целикова, подходы к школьному анализу художественного текста в наши дни многообразны. Современная практика школьного анализа вбирает в себя в «снятом виде» исторически сложившиеся типы анализа: логический и стилистический анализ, обнаруживающие возможность неориторики, элементы анализа мифологического, социологического, формальной поэтики. «Все историческое движение школьного анализа, начавшееся  с важнейшей  предпосылки возникновения «читательского класса» в XVIII веке, можно представить как движение к школьнику - читателю, полностью воспринимающему все «регистры» литературы, активно включающему ее высшие идеалы в свой жизненный опыт» (Е. И. Целикова). С другой стороны, в последнее десятилетие школа, осваивая новое содержание литературного образования, открывая «новые имена» в школьных программах, далеко не всегда в должной мере формирует умения и навыки самостоятельного анализа художественного текста, без чего полноценная читательская деятельность невозможна.

Анализ идейно-художественного своеобразия

произведений малой формы.

 

       Формулировка  номинации сочинения «анализ идейно-художественного своеобразия» при всей своей традиционности и естественности звучит в наше время если не как архаический штамп, то как хорошо забытое старое. С одной стороны, как убедительно показала исследовательница эволюции анализа литературного произведения в школе доктор педагогических наук Е. И. Целикова, подходы к школьному анализу художественного текста в наши дни многообразны. Современная практика школьного анализа вбирает в себя в «снятом виде» исторически сложившиеся типы анализа: логический и стилистический анализ, обнаруживающие возможность неориторики, элементы анализа мифологического, социологического, формальной поэтики. «Все историческое движение школьного анализа, начавшееся  с важнейшей  предпосылки возникновения «читательского класса» в XVIII веке, можно представить как движение к школьнику - читателю, полностью воспринимающему все «регистры» литературы, активно включающему ее высшие идеалы в свой жизненный опыт» (Е. И. Целикова). С другой стороны, в последнее десятилетие школа, осваивая новое содержание литературного образования, открывая «новые имена» в школьных программах, далеко не всегда в должной мере формирует умения и навыки самостоятельного анализа художественного текста, без чего полноценная читательская деятельность невозможна.

       Работа над сочинением указанного типа требует от ученика обозначения темы произведения, проблематики, ведущих мотивов, идеи, своеобразия авторской позиции. Но художественное произведение - это «образ мира, в слове явленный» (Б. Пастернак), поэтому выпускнику необходимо показать, как художественное содержание воплощено в художественной форме. В сфере внимания читателя оказываются изображенный мир (портрет, пейзаж, художественная деталь, характер психологизма, формы художественной условности, художественное время и художественное пространство); художественная речь (язык, стиль произведения, его речевая организация); композиционное построение (расположение частей, их взаимодействие, система персонажей, сюжет, конфликт).


  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Уроки памяти (Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое»)   «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» »