Навигация

Общие вопросы


по алгебре по мат.логике по истории по физике по геометрии

Зарегистрировано: 160  Online: 2

Анализ стихотворения поэта XIX или XX века

Печать
(23 голосов)
 

Анализ стихотворения поэта XIX или XX века

 

      Эта номинация темы становится уже традиционной. Вначале ее формулировка звучала так: «Стихотворение (автор, название). Восприятие, истолкование, оценка».  Вторая часть названия темы  откровенно смущала педагогов - что означают «восприятие, истолкование, оценка» и как отразить эти понятия в школьном сочинении?  Появились  многочисленные методические рекомендации в разных педагогических изданиях, где были представлены филологические аспекты анализа и где больше внимания уделялось форме: поэтической семантике, фигурам языка, разновидности рифм, звуковому составу, строфике и метрике. Доходило до абсурда: идейно-образное восприятие стихотворения зачастую подменялось математическим анализом формальных приемов. Однако «истолкование» стихотворения на определенном этапе литературного образования сыграло свою роль: учителя и ученики освоили практику формального подхода к анализу, вооружившись методикой М. Л. Гаспарова (ведущего специалиста в области имманентного анализа, т. е. внутренне присущего одному произведению). Но надо заметить, что имманентный анализ все-таки на первый (ведущий) уровень ставит идеи и эмоции, картины и образы, воспринимаемые читателем.  Именно этот уровень является доминирующим, подчеркивает ученый М. Л. Гаспаров. В целом его подход к данному виду анализа можно представить в виде алгоритма.

Имманентный анализ

1.      Верхний уровень (идейно-образный):

-          идеи и эмоции;

-          образы и мотивы.

2.      Средний уровень (композиция и стиль):

-          поэтическая семантика (тропы);

-          поэтический синтаксис (фигуры);

-          художественное время и пространство.

3.      Нижний уровень (фоника):

-          метрика, ритмика, рифма, строфика;

-          звукопись (аллитерации, ассонансы).

Верхний, идейно-образный уровень, воспринимается умом и воображением. Ум

воспринимает слова, обозначающие идеи и эмоции, а воображение рисует образы, причем воображение может быть не только зрительным, но и ассоциативным на звуковом и осязательном уровнях.

      Средний уровень передается чувством языка. Для того чтобы уловить  прямое и переносное  значение слова, а также почувствовать необычный порядок слов, «нужно не только знать язык, но иметь привычку к его употреблению» (М. Л. Гаспаров).

       Нижний уровень улавливается слухом.

Подробнее об имманентном  анализе стихотворения можно прочитать в «Избранных

трудах» (т. II) М. Л. Гаспарова, в статье «Снова тучи надо мною...». Методика анализа» («Языки русской культуры», М., 1997, стр. 7 - 9).

      Совершенно неожиданно поменялась формулировка экзаменационной темы, связанная с анализом стихотворения,  в прошедшей итоговой аттестации (2000 - 2001 уч. г.). Звучала она уже так: «Стихотворение (автор, название). Мысли и чувства поэта».  Согласимся, формальный подход к раскрытию данной темы более чем неуместен: многочисленные аллитерации и ассонансы, а также подсчет флективных и нефлективных частей речи вряд ли передадут мысли и чувства автора. Здесь возможен другой подход к анализу стихотворения - интертекстуальный.  Этот метод   был весьма популярен в критике ХIX века, имеет место быть и в современном литературоведении. Интертекстуальный анализ размыкает границы текста, связывая его с многообразием других текстов: мифологией, символикой, культурологией, историей, философией.

        Поэтическое произведение - это духовный мир автора, поэтому система интертекстов или подтекстов играет важную роль в формировании эстетического идеала поэта, его поэтической формулы. Безусловно, такой метод анализа рассчитан на определенные знания учащихся в  перечисленных областях. Следует также отметить, что представление о поэтическом мире художника нельзя сформировать в отрыве от биографического контекста, от художественного метода и направления, от духовного состояния общества в целом. И чем богаче этот фон, тем интереснее становится сам процесс анализа.  Очень часто поэты объединяют свои произведения в циклы, сборники, книги, что позволяет читателю выявить их общий литературный контекст. Анализируя одно произведение из цикла, желательно отметить сквозные темы, мотивы, образы данного цикла, выявить аллюзии, реминисценции, возможно, и автореминисценции. Следует обратить внимание на заглавие цикла, стихотворения, ведь уже в заглавии может быть заявлена тема.  Одним словом, интертекстуальный метод  анализа поможет выпускникам продемонстрировать глубину понимания авторской мысли и свою читательскую эрудицию.

       Предлагаем  образец сочинения,  где использован интертекстуальный метод анализа.

 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Комментарии  

 
+3 # Светлана 2009-04-13 11:25 Пожалуйста приведите пример имманентного анализа стихотворения,ж елательно по Федору Ивановичу Тютчеву "Весенняя гроза"! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века »