Уроки памяти (Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое»)

Печать
(15 голосов)
Оглавление
Уроки памяти (Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое»)
Страница 2
Страница 3

       Временное пространство повести обширно - это наша советская история, и все вехи в ней «знаковые». Год 1918 - «красный террор». «В кажинной деревне безвинных людей сказнил, а  в нашей волости зараз десять мужиков», - вспоминают о Мефодии Кобылине, дяде Микши. 1930 год: «со всех деревней тогда народ согнали. На ура крест стаскивали, чтобы наглядная агитация насчет бога была». Последствия коллективизации и раскулачивания чудовищны: «из часовни по два, по три мертвяка заутро вытаскивали. Из раскулаченных. С южных районов, которые к нам, на Север, были высланы». В 1937 году отца Микши посадили как пособника международной буржуазии. Микша «Берлин в сорок пятом брал с Жуковым». В  1955 учитель Павлин Федорович, безвинно отсидев семнадцать лет, освободился по хрущевской амнистии. «Оттепель» пробудила переоценку прошлого, вселив смуту в душу Никифора Кобылина. Как видим, автор не лакирует историю, обращаясь в поисках истины к самым сложным, трагическим поворотам  «жестокого века».

       В начале повести мы видим главного героя «красным, опухшим, страдающим с похмелья». Под окнами его дома появляется высокий человек в черном плаще и просит отвезти его в Курзию, забытое, самое гиблое место в округе, где когда-то жили, вернее, выживали раскулаченные. Заметим, что черный человек - это вечный в литературе образ, символ рока, судьбы, предвестника трагедии, смерти.

      Воспоминания составляют главное содержание повести. Прошлое и настоящее в ней переплелись. Ничто не проходит бесследно: прошлое отзывается в настоящем, напоминает о себе. Память неотступно преследует главного героя.

     Все мы родом из детства. Первое детское воспоминание Микши о том, как крест с древней часовни стаскивали в тридцатом году. Он признается: «Я тоже, даром что пацан был, за веревку маленько подержался». Пусть бессознательно, он, ребенок, ухватился за веревку безверия и разрушения. В момент исторического размежевания обнаружились два жизненных полюса, две правды. И у Никифора Кобылина был выбор того, как жить. С одной стороны, правда отца - доброго, мягкого, совестливого человека. С другой - правда дядьев, фанатиков революционной идеи. Дяди для него - герои революции и гражданской войны. Их идеалы стали его идеалами. Их истины для него единственные и неоспоримые. Уроки ненависти Никифор усвоил отлично: на другой день после похорон убитого дяди Александра мальчик наточил нож, чтобы мстить. Встречая прибывших с Украины раскулаченных, Микша радовался: «Вот они, враги-то, живые, тепленькие». Группировка персонажей очевидна - «враги» и «свои». Отца Микша презирал за мягкость и стыдился. После его ареста в тридцать седьмом сын отрекся от отца с объявлением в газете, отказался от отцовской фамилии. Он добровольно отрубил свои корни: и отец - «враг».

        Многое выпало на его век: и Отечественная война, и лагеря, но истины дядьев остались его единственной жизненной опорой. Когда в хрущевскую «оттепель» зародились сомнения в героизме дядьев, Никифор от сомнений и ненужных вопросов избавлялся с помощью водки.

       Во время поездки в Курзию Микша узнал от спутника правду о смерти дяди Александра, изнасиловавшего пятнадцатилетнюю девочку, и убитого за это ее братом-подростком. Героизм дяди оказался выдуманным мифом. Это открытие Микши - кульминация повести. Рухнули его жизненные опоры. А в памяти всплыли предсмертные слова отца соседке: «Скажи Никифору, что у отца нету зла на него. Не он виноват. Дядья его таким сделали». И вновь Микша совершает, добровольное на этот раз, путешествие в прошлое - по следам отца. Но это уже другой Микша, сомневающийся, по-новому открывающий жизнь и себя самого, переоценивающий привычные ценности. (Подобный композиционный ход есть в «Отцах и детях» Тургенева.) Он спешит обойти всех, кто помнит отца, и слышит о нем только самые добрые слова. К Микше приходит позднее прозрение: «А я ведь думал, по части смелости он слобак». Старый учитель закрывает перед ним дверь со словами: «Не все, что старое, забывается». Микша наказан за беспамятство и предательство отца. Происходит переоценка ценностей, осознание трагического заблуждения, ложности истин, казавшимися единственными и несомненными. Он просит учителя: «Объясни, как жизнь надо понимать, поставь мне, дураку, мозги на место».


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Мастерство писателя   Анализ идейно-художественного своеобразия произведений малой формы. »