Уроки памяти (Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое»)

Печать
(15 голосов)
Оглавление
Уроки памяти (Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое»)
Страница 2
Страница 3

Уроки памяти

(Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое»)

 

      Что с нами происходит? Почему столько жестокости вокруг? Чем вызван «беспредел»? Почему рушатся идеалы и святыни, которые были жизненной опорой не одному поколению? В чем наше спасение? Это «проклятые вопросы», которые рождает наша сегодняшняя жизнь, когда в начале нового тысячелетия Россия вот уже в который раз оказалась на перепутье.

       Свой ответ на эти вопросы попытался дать Федор Абрамов в повести «Поездка в прошлое», заметив: «Я мечтаю поразмышлять о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том, откуда все началось». Писатель сокрушался, что о муках и всех бедах наших так и не узнают потомки. Эту повесть с полным правом можно отнести к разряду «возвращенной литературы». Написанная в 1974 году, задолго до «перестройки», она была сокрыта от читателя: в редакциях журналов высоко отзывались о повести, но не печатали. Она увидела свет в журнале «Новый мир» в 1989 году после смерти автора.

      Повесть открывается лаконичным пейзажем: «Снегопад застал их на середке реки. Вмиг стало слепо, бело, залепило глаза - неизвестно, куда и ехать». Вспоминается пейзаж из пушкинских «Бесов»: «Сбились мы. Что делать нам?» Пейзаж вводит в повесть мотив распутья, поиска пути и шире - поиска истины. Этот мотив акцентирован и в последующих главах, открывая их: «Сколько времени он бродит? Где был? Что ищет? Темень, темень кромешная, мрак кругом...»

      Название произведения конкретно и вместе с тем символично - им заявлена тема памяти. Поездку в прошлое совершает главный герой  - Никифор Кобылин, или Микша, как его привычно называют в деревне. Эта поездка окажется роковой для него: он погибнет. Тайну гибели Микши автор доверяет открыть читателю.


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Мастерство писателя   Анализ идейно-художественного своеобразия произведений малой формы. »