«Нравственность есть Правда». (В. Шукшин. «Дядя Ермолай»)

Печать
(71 голосов)
Оглавление
«Нравственность есть Правда». (В. Шукшин. «Дядя Ермолай»)
Страница 2
Страница 3

            «Вот рассказы, какими они должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. В каждом должно быть что-то настоящее».

            Рассказ назван не «Мальчики», не «Ночное», не «Гроза» наконец, а «Дядя Ермолай». Именно его образ является центральным в этом произведении, именно к нему возвращается в памяти автор: «И дума моя о нем - простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка».  Судьба героя, по всей очевидности, была нелегка: тяжкие годы после войны (детские годы Шукшина совпали с послевоенной разрухой), когда приходилось восстанавливать разрушенное хозяйство, до горького пота трудиться в поле, когда за каждый потерянный колосок можно было схлопотать и десяток лет лагерей (время было такое!) Но не этим возмущен старый хлебороб (слава богу,  все обошлось с обмолоченным зерном на току), а тем, что рушатся важные устои нравственной жизни: совесть, правда, простота (и возраст здесь не причина).

         Всеми силами души дядя Ермолай хотел услышать от мальчишек правду, он умолял их сознаться, покаяться наконец, пообещал, что ничего им не будет, придумал символическое наказание («по пять трудодней снимаю, раз вы такие»), а мог бы и «врагами народа» объявить. Они, конечно, проштрафились на работе, но не это, а упорное вранье мальчишек кажется проступком более значительным. Потрясение было настолько сильным, что «дядя Ермолай ушел за скирду... Опять, наверное, всплакнул». Его глубоко оскорбило поведение детей, и он болезненно реагирует на то, как эти, только начинающие жить мальчишки уже бессовестно лгут. Поэтому именно с позиции  категорического нравственного императива осуждает он ребят, призывая их в течение всего дня сознаться. «Ну ладно, ладно... Вы, может, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней», - увещевает вновь и вновь ребят дядя Ермолай. «По пять трудодней он так и не скинул», - этой ремаркой завершает рассказ о том  злополучном случае В. Шукшин.

            «Дядя Ермолай» - «рассказ-судьба», «рассказ-характер». Непростая, тяжелая судьба труженика стала основой для создания обобщенного типа крестьянских характеров со светлой душой и праведными делами. Их можно и не разглядеть со стороны, но они очевидны. Это чистый родник народной жизни, где раскрывается исконно русский характер. Мудрость, душевная доброта, трудолюбие, стремление во что бы то ни стало «дойти до самой сути», обостренное чувство правды и справедливости - вот составляющие черты шукшинского праведника, каким и является дядя Ермолай.

            Но «Дядя Ермолай» еще и «рассказ-исповедь». Исповедь семантически близка раскаянию, поэтому финал рассказа пронизан мотивом раскаяния - этой спасительной миссией совести. С высоты прожитого и философски осмысленного времени вспоминает автор о честном и добром труженике Ермолае, о его открытом неприятии всякого рода иждивенчества, лжи, и возникает искреннее желание снять шляпу перед этим героем, ибо «в каждом рассказе должно быть что-то настоящее».

III


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Комментарии  

 
+10 # Мария 2009-05-13 08:25 Огромное спасибо создателям сайта! Рада, что существуют люди, готовые оказать помощь другим в учебе! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # White Tiger 2009-05-17 14:11 Сайт просто класс!!! Дамы и господа,здесь решение всех ваших проблем!!! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Администратор 2009-05-18 10:01 Цитирую White Tiger:
Сайт просто класс!!! Дамы и господа,здесь решение всех ваших проблем!!!


Спасибо! Регистрируйтесь на форуме и помогайте другим!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить