“Silentium”.

Печать
(6 голосов)
Оглавление
“Silentium”.
Страница 2

Безусловной лирической доминантой стихотворения, что подчеркнуто и на синтаксическом уровне, является слово “молчи”, точнее - семантическая доминанта молчания, создаваемая и словом “безмолвно”, и образным рядом стихотворения. Императивная лексика, обращенная чаще всего к самому себе, проходит сквозь все стихотворение, и апофеозом ее является тройной императив “молчи”. Доминанта подчеркивается enjambement’ом (“Встают и заходят оне // Безмолвно...”), выделяющим ключевое слово “безмолвно”.
“Нет сомнения, что архаизм был осознанной принадлежностью его стиля”, - писал Юрий Тынянов в статье “Вопрос о Тютчеве”, и с ним нельзя не согласиться: архаизмы нередки в поэзии Тютчева, но они всегда к месту, всегда выглядят естественно и даже придают цельность и завершенность тютчевскому поэтическому стилю, и слово “оне” смотрится в стихотворении естественно и кажется наиболее подходящим.
Звуковой фон стихотворения спокоен, лишь изредка в нем появляются кратковременные фонетические доминанты: ассонансы на “у” (“Пускай в душевной глубине // Встают ...”, “... дум; // Их оглушит наружный шум”) - звук глубоких раздумий.
Стихотворение очень образно, широкий образный ряд раскрывается большим количеством тропов и стилистических фигур, которые тем не менее органично сочетаются с глубочайшей напряженностью и философской наполненностью стихотворения. Поэтический язык, безусловно, подразумевает использование стилистических фигур для наиболее полного и точного выражения авторской мысли. Рассмотрим лишь один пример наиболее естественной для русской поэтики стилистической фигуры – инверсии. «Лишь жить в себе самом умей». Очевидно, что сменили место по сравнению с правильным построением фразы два слова “жить” и “умей”. На первое из них теперь падает ударение, как на второй слог ямбической стопы, на второе - логическое ударение благодаря синтаксической ретардации. Таким образом, с помощью инверсии автор выделяет важные для понимания смысла стихотворения слова “умей жить”. Значит стихотворение - это “формула жизни”? Многое подтверждает эту мысль: и программность этого произведения в творчестве Тютчева, и то, что оно стало важной вехой в развитии литературы (нередко к нему обращались более поздние поэты, например, Осип Мандельштам в стихотворении “Silentium”), и четырехстопный ямб, размер, заставляющий вспомнить творчество Пушкина. А именно в это время (1830 год) у Пушкина - “болдинская осень”, именно в это время он пишет одно из главных своих стихотворений, свою “формулу жизни” - “Элегию”. Но если Пушкин пишет прямо: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”, то Тютчев такого ответа не дает, напротив, его лирический герой - в постоянном поиске на протяжении всей жизни. Так, может, смысл в его поиске, смысл в движении?



 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« «Мысль Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы...»