“Silentium”.

Печать
(6 голосов)
Оглавление
“Silentium”.
Страница 2
Ф. И. Тютчев. “Silentium”.

 Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
А. С. Пушкин. “Стихи, 
сочиненные ночью во время 
бессонницы”.

Стихотворение “Silentium” было написано в 1830 году. Находясь в это время в Германии, Федор Иванович Тютчев познакомился с немецкими идеалистами - натурфилософами начала ХIХ века и их трудами. Именно они во многом и определили мировоззрение поэта (Шлегель, Тик, Новалис, Вакенродер). 
“Есть целый мир в душе твоей...” - переосмысление поэтом формы немецкого идеализма. Тютчев еще только на пути к пантеизму (“Все во мне, и я во всем!”), он в поисках своего мировоззрения. От этой раздвоенности, неопределенности появляется характерный для более поздней литературы лирический герой, герой, внешне уверенный во всех своих словах и поступках, внутренне - сомневающийся во всем.
Лирический монолог, на первый взгляд цельный и статичный, представляет собой напряженное движение мысли (в течение монолога меняется настроение лирического героя и, как выражение этого, его восприятия внешнего мира: “как звезды в ночи” - “дневные ... лучи”). Лирический герой возбужден: многочисленные и не всегда обоснованные тире подчеркивают неуверенность героя, прерывистость его речи - это страстное желание найти истину. Пока недоступную, но манящую своей близостью мысль об истинном смысле жизни.
Обращает на себя внимание незамысловатая, но очень точно позволяющая выразить мысль композиция стихотворения: оно совершенно четко разделено автором на 3 части графически (каждая часть - отдельная строфа), синтаксически и семантически. Очевидно и синтаксическое разделение: окончание каждой строфы - это и окончание предложения, а синтаксический параллелизм и эпифора (“- и молчи”) делают его еще более очевидным. Менее явно семантическое разделение: во-первых, каждая часть - это новый этап поисков лирического героя, новая часть лирического сюжета стихотворения, во-вторых, трехчастная композиция заставляет вспомнить труды немецкого философа Гегеля. Любое утверждение, по Гегелю, нужно рассматривать в три этапа: “тезис - антитезис - синтез” (так называемая “гегелевская триада”). Именно такое построение выражено Тютчевым трехчастной композицией.

 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« «Мысль Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы...»