Философия жизни Платона Каратаева

Печать
(44 голосов)

Философия жизни Платона Каратаева

       Встреча Пьера с Платоном Каратаевым произошла в плену. В момент встречи Пьер пребывает в состоянии страшного душевного потрясения: только что он пережил ожидание казни, был свидетелем расстрела нескольких пленных, в числе которых он мог оказаться и сам. Более того, он переживает все события как наступление последних времен: недаром же высчитывает роковое число Наполеона, указанное в Апокалипсисе как знак Антихриста. И вот он видит Каратаева и заговаривает с ним. Первые же реплики - вопрос и ответ - обнаруживают превосходство простого мужика-солдата над образованным и ищущим правды Пьером.

 Платон ничего не ищет: он уже все имеет, что потребно ему для понимания жизни.  «Что ж, тебе скучно здесь?» - спрашивает Пьер, разумея обыденное, бытовой понимание слова «скучно», то есть нечем занять себя, несвободно, тягостно от этой несвободы. «Как не скучно, соколик!» - отвечает Платон, и сразу выводит смысл диалога на совершенно иной, качественно высший уровень. «Как не скучать, соколик. Москва, она городам мать». Как не скучать на это смотреть...  Так обнаруживается его «скрытая теплота патриотизма». Платону скучно, то есть душа его болит от соприкосновения к общей  беде народа. К несвободе Каратаеву не привыкать. Жизнь в солдатах не слишком много воли дает, а занять себя для него не задача: он постоянно в деле, выполняя взятые от французов заказы. Платон совершенен по-своему, недаром Пьер ощущает круглость во всем облике: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго, круглого...»

      «Вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».

     Круг - символ совершенства и вечности. Круглое - все или ничто. Но в «твоем ничто я все найти надеюсь» - отвечал Фауст Мефистофелю.  «Круглость» Каратаева имеет свой толстовский смысл в пространстве «Войны и мира», он - капля в мирословии, то есть в мире. Платон - мудрец, недаром он носит имя древнегреческого философа Платона, однако Каратаев - мужик, и имя его привычное в народе: таких Платонов-мужиков немало. И мудрость свою он черпает в народной мудрости. Он далек от отчаяния, в котором пребывает Пьер. Он знает несомненно: «Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так-то старички говаривали, - прибавил он быстро». Платон знает то, что знает и Кутузов, черпая в народной мудрости уверенность в погибели врагов.

     Обратим внимание на его речь: народный философ отвечает невпопад, кажется, мысль его разбросана, он не способен сосредоточиться на одном,  и оттого он произносит несвязанные фразы. Но мысль его не существует в застывшей форме, она течет, движется, переливаясь из одной формы в другую. Так движется, по Толстому, история, жизнь, внутренний мир человека. Платон лишь отражает в себе это движение, отражает в себе Бога.

      Ответ Платона Каратаева Пьеру есть продолжение мысли Толстого: Наполеон и его армия обречены на гибель, и это совершится. А Платон точно высказывает идею, какая явится центром во всем пространстве романа: это совершится «не нашим умом, а Божьим судом», но делает вывод на своем уровне понимания истины. Вот Пьер именно умом своим выводит, вычисляет, подтасовывает под себя возможность гибели Наполеона. Каратаев на подобную суетность не способен, и это не фатализм, а его спокойная вера в Промысел Божий. Умом люди как раз действуют себе во вред: «Все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их». Все происходит как раз помимо рассудочных соображений и тех, и других.

      Платон и в житейских обстоятельствах видит действия благой воли Божьей, которую он готов принять безропотно при любых условиях: так, он рассказывает Пьеру, как его за некую провинность отдали в солдаты. «Что ж, соколик, - говорил он изменяющимся от улыбки голосом, думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех, А у брата меньшого сам-пят ребят - а у меня, гляди, одна солдатка осталась... Рок головы ищет. А мы все судим: то нехорошо, то не ладно». Вот и здесь Платон о том же - на все воля Божья.

     Каратаев живет любовью к Богу и ею заражает других: недаром Пьер поддается этому чувству. Уже после смерти Платона Каратаева  Пьеру снится сон  о шаре-глобусе, где «в середине Бог, и каждая капля стремится, расширившись, в наибольших размерах отразить его. И растет, и сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять сливается. Вот он, Каратаев, вот - разлился и исчез. - Понимаешь ты? - сказал учитель».

        Попробуем понять значение этого сна. В шаре  (в центре которого Бог) существуют два противоположных движения: от человека к Богу и от Бога к человеку, движение нисходящее и восходящее, центростремительное и центробежное.  В первом, то есть центростремительном, находится Платон, который совершенно округлившись, «свернувшись калачиком», с такой безболезненной легкостью умирает, точно засыпает, опускается прямо к центру - к Богу, здесь же Кутузов, который покоряется ходу исторических событий, и умирающий князь Андрей, и Пьер, обратившийся в христианство, и Наташа, ставшая верной женой и духовной подругой  Пьера, и Николенька Болконский, только-только вступающий в жизнь.  В противоположном, центробежном течении находится Наполеон и все лжегерои романа-эпопеи (их так много, что все и не перечислить). Сжимание, восхождение к центру свято, считает Толстой, нисхождение ведет к разрушению мира, поэтому «надо взяться за руки» и противостоять этому разрушению. «Как все просто и ясно, - подумал Пьер». «Вот жизнь!» - закончил Толстой.

 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Отъезд Андрея на войну. Анализ эпизода.