Описание природы на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Печать
(28 голосов)
Оглавление
Описание природы на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Страница 2
Страница 3

       Обратим внимание на поразительную скудость изобразительных средств в описании весеннего дня. Ни одной яркой краски: один выразительный штрих  - и образ дня готов. Но простота и лаконичность данного  описания  всего лишь прелюдия к воссозданию образа лунной ночи, восторженного состояния Наташи и духовного возрождения князя Андрея: «Все затихло и окаменело, как и луна, и ее свет и тени.

- Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало   <...> Так вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»

       Пушкинская Татьяна слушает сказки доброй няни, зачитывается сентиментальными романами в ожидании  «героя своего романа», а Наташа Ростова мечтает взлететь высоко-высоко и парить там, и дела ей нет никакого до тяжелых мыслей князя Андрея, как и  его нет пока  в ее жизни. Вот она,  вся здесь, в этой лунной ночи, вся живая, близкая, особенная и естественная, как тот «яркий и веселый день». И  поэзия ночи, переданная ее ощущениями,  оказала свое магическое воздействие на Андрея Болконского: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни...» Вот так всегда у Толстого: внешние движения природы, скрытые в человеческих ощущениях,  становятся очистительной силой души человека. Подобно многим героиням (Татьяна Ларина, Ольга Ильинская), воплощает Наташа музу художника, отражает в зеркале природы вечно женственное. Мы не зря здесь часто упоминаем Пушкина, ибо стихия природной гармонии у Толстого близка пушкинской: сопрягать движения природы с движениями души человека для обоих художников - задача первостепенная в создании нравственного идеала.  Но полнота нравственной целостности доступна человеку, по мнению Толстого, только в соприкосновении с народной жизнью. А что Наташа причастна этому уровню, обнаруживается в знаменитой сцене охоты, где она, может быть, даже бессознательно выразила свое единство с природной стихией. Дело происходит в поле во время охоты. Все участники этого сугубо мужского занятия в необыкновенном возбуждении рассказывают о только что затравленном зайце.  «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором». В этом диком охотничьем визге светской барыни было что-то древнее, лесное, языческое. Прелестные черты Наташи, искаженные первобытной страстью, сразу же напоминают финальные сцены, где Наташа становится супругой и матерью, «носит, рожает и кормит». Идея природного «опрощения» Толстого так неожиданно завершается в образе Наташи. И стоило ли нам любоваться родною сестрою Татьяны, «прелестным образцом» музы Толстого? Что общего между Наташей-девушкой, мечтающей воспарить над всеми условностями жизни и «плодовитою самкой»? Оказывается, именному к этому вел ее Толстой сквозь всю огромную эпопею, подобно тому,  «как природа ведет цветочную завязь к плоду». Только за это он и любит ее. Только теперь открылась в ней то вечно материнское чувство, что было заложено природой.


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Именины Наташи Ростовой.   Отъезд Андрея на войну. Анализ эпизода. »