Описание природы на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Печать
(28 голосов)
Оглавление
Описание природы на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Страница 2
Страница 3

Описание природы на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

И все это мое, и все это во мне, и все это я!

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

 

      Вы никогда не задавались вопросами, что значит «прозрачный звук лошадиных копыт», как может «природа дышать примирительной красотой и силой»? Почему звуки могут казаться яркими, цветными, как, например, «яркий голос соловья» у Пушкина, а сочетание движений, красок, запахов могут воспроизводить звуки музыкальных аккордов, как у Фета: «Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали // Тени у наших ног...» И почему, читая описание звездного неба у Толстого, хочется непременно воспарить в этом самом небе? Действительно, описание природы на страницах классической литературы полны благозвучных движений, гармонирующих  или не гармонирующих с чувствами человека. И пожалуй, в произведениях нигде не найдешь описание природы в чистом виде как пейзажную зарисовку: природа и человек - величина постоянная в русской классике. Каково же отношение наших художников к окружающей  природе?

      У Пушкина она гармонирует с человеком: «И пусть у гробового входа // Младая будет жизнь играть, // И равнодушная природа // Красою вечною сиять»(«Брожу ли я вдоль улиц шумных»).  У Лермонтова взаимоотношения человека и природы носят болезненно-неразрешимый характер: «В небесах торжественно и чудно! // Спит земля в сиянье голубом. // Что же мне так больно и так трудно?» («Выхожу один я на дорогу»).  Еще более обостряются противоречия с природой у Тютчева: «Откуда, как разлад возник? // И отчего же в общем хоре, // Душа не то поет, что море,// И ропщет мыслящий тростник?  Но это все у лириков, поэтов. А что же наши классики-прозаики? Как они воспринимают природу?    На этот раз дерзну обобщить свои наблюдения за описанием природы у писателя Толстого в его эпопее «Война и мир».

     Любит ли Толстой природу?  Скорее всего, его чувство сильнее, глубже того, что называют любовью, ибо он любит человека в ней, любит без восторженного  трепета, без опьянения, он любит той великой  и трезвою любовью, как можно любить «живую колесницу мирозданья», неразделимую с человеком. Во взглядах Л. Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таинственного, призрачного, сумеречно-звездного, сказочного и чудесного: природа у него - плоть от плоти народна, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью народной». Рассмотрим только два эпизода, в центре которых толстовский «чистейшей прелести чистейший образец» - Наташа Ростова. Один из них - лунная ночь в Отрадном, когда князь Андрей по опекунским делам посетил имение Ростовых.

      «День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной, - верно глупой, - но веселой и счастливой жизнью».


 
Обсуждение (0 комментариев)


Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Именины Наташи Ростовой.   Отъезд Андрея на войну. Анализ эпизода. »