«О красоте человеческих лиц»

Печать
(10 голосов)
Оглавление
«О красоте человеческих лиц»
Страница 2

 

«О красоте человеческих лиц» (1955)

 

Тема красоты мира и человека - основная в творчестве Н.Заболоцкого.

Красота. Что такое красота, которая составляет, по мнению многих, содержание искусство? Как она определяется и что это такое? - вечные вопросы, волнующие поэта: «Скажите, что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?». Он сам этот вопрос выстрадал всей своей жизнью и «выдышал» ответ болезненно уверенно. Поэт «не искал гармонии в природе» (как факте насущном), в ее статике, существовании, его интересует возрождающее, воскрешающее ее начало, начало целомудренности и чистоты человека в ней, красота души, человеческое в человеке, сама красота любви, добра, искусства. Внешняя же красота у поэта обязательно сопряжена с внутренней. Красота у Заболоцкого постигается посредством ощущения, восприятия, - чувство, что во многом напоминает полотна импрессионистов.

Все это мы наблюдаем наиболее отчетливо в стихотворении «О красоте человеческих лиц», уже в названии которого, заявлена тема красоты, то самой красоты, являющейся высшей гармонией в союзе внешнего и внутреннего. Поэт через мазки портретов человеческих лиц, играющие штрихи являет нам картину мира, жизни, общества в совокупе, как одно нерасторжимое целое. 16 стихов (строк) не поддаются членению на строфы: это одно целое 16-строчного поэтического пространства, один выдох Истины мира.

Первые четыре лица, увиденные нами - это не лица, это вечные (безжизненные) портреты-фотографии отображения действительности. Пышные порталы и жалкие лачуги являются одним лицом (прием антитетичности). Далее поэт указывает  (по возрастающей, как вывод) на мертвые лица, с их решетками и темницами. И в заключении - пустота: каменная башня-тюрьма, в которой вообще нет человека, даже мертвого, даже тела его, внешне человеческого, - нет! Некому смотреть в окно. Образ окна констатирует отсутствие жизни, воздуха, простора, неба, полета, отсутствие самой Души и ее Дома.

Заключительные восемь строк стихотворения - истовое восхищение поэта во всей полноте и выхлестности, зачарованность миром, великим и чудесным, который виден из окна, струится дыханием весеннего дня (окно здесь - сама жизнь в естестве своем, весна - символ зарождения, возрождения, нового дня). Мир дышит, вдыхает легкость, тепло, свет, и саму любовь, которая есть песня, великая песня искусства, ликующая песня.

Еще один штрих кисти художника, и - уже не переливы струящегося светом воздуха, а - сияние нот-солнц, которые и есть Небо, Истина, Бог, явлены нам, окунают в себя и заполняют собою все наше пространство.

Такова мудрость Заболоцкого, завещанная нам, легкая и непринужденная, целомудренно чистая и - простая. А ведь истинное всегда просто, душевно близко и открыто...



  Нет комментариев.

Обсудить на форуме. (0 комментариев)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить